Проверяемый текст
Кулаков Александр Феодосьевич. Политическая преступность (Диссертация 2002)
[стр. 35]

Астраханского восстания и др.).
Классификация политических преступлений, данная Петром I, сохранилась до издания Уложения о наказаниях ! 845г., войдя без существенных изменений в Свод законов 1832г.1 Развертывание классовой борьбы к концу XIX началу XX века, массовые выступления людей против существующего государственного режима, результатом которого стал приход к власги коммунистической партии и её последующая деятельность, привели к рассмотрению вопроса о политической преступности в несколько ином аспекте.
В СССР под политической преступностью понимались контрреволюционные преступления (1918-1958 гг.), а после принятия более цивилизованного уголовного законодательства (1958-1960 гг.), некоторые государственные преступления, совершенные но антисоветским мотивам и целям.
Их криминализация предполагала защиту «единственно верной идеологии» путем уголовных репрессий.
Следственное и судебное доказывание антисоветской политической мотивации было невозможно без политических оценок, критерии которых неопределенны, ситуативны и зависят не от действующего закона (он в этом случае дает лишь карт-бланш), а от действующих политиков.
В истории СССР, особенно после революции 1917 года и в сталинское время, была жесткая зависимость массовых репрессий от политической и идеологической конъюнктуры.
Преследовали как за дела, так и за убеждения, если они противоречили политической линии партии.
В последующие годы политические репрессии стали менее массовыми и жестокими.
Они прикрывались квалификацией сугубо уголовного характера, но их политическая направленность не менялась.
Их антисоветская мотивация, как правило, устанавливалась, исходя из политических соображений, путем объективного вменения.
Основная масса репрессированных нс только не совершала никаких уголовно наказуемых действий, но и не обнаруживала своего негативного отношения к власти.
Они попадали под политические репрессии из-за социального происхождения, религиозного сана, принадлежности к конкурирующим партиям и т.
д.
В действительности советская «политическая преступность», как можно теперь судить, представляла собой репрессивную политик)' властей против части населения, которая не разделяла или противилась политическим установкам коммунистической партии.
С этой точки зрения репрессированных лиц следует рассматривать не как субъектов преступлений, а как жертв политического произвола.
По международным документам они приравниваются к жертвам преступлений.2 А под политическим произволом по Закону РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 1 Акты Земских соборов.
С.
86.
См.: Очерк деятельности Министерства юстиции по борьбе с политическими преступлениями // Историко-революционный сб.
/ Под ред.
В.И.
Невского М.;Л., 1826.
Т.

З.С.
247.
2 Лунеев В.
В.
«Политическая преступность»//Государство и право.
1994.7.
С.
107-121.
35
[стр. 14]

лениям деяния, имеющие целью посягнуть на жизнь одного из германских монархов или безопасность одного из союзных государств1.
Законодательное упоминание о государственных преступлениях в России впервые встречается в Уложении царя Алексея Михаиловича 1649 г.
Во второй главе «О государственной чести, и как государскос здоровье оберегать» предусматривается высшая мера наказания — смертная казнь — за умысел, направленный против жизни и здоровья государя.
Текстуально в ней записано следующее: «Будет кто каким умышлением учиет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышлснис кто известит, и по тому извету про то его злое умышление сыщется допряма, что он на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смсртию»2 3.
Затем, в XVIII в.
в Указе, определившим порядок доносов, Петр I распределил государственные преступления по трем видам: а) о злом умысле против персоны Его величества; б) о возмущении или бунте; в) о похищении денежной казны.
Эта классификация сохранена до издания Уложения о наказаниях 1845 г., войдя без существенных изменений в Свод законов 1832 г .
Развертывание классовой борьбы
в обществе, массовые выступления людей против существующей государственной власти показали, что вопрос о политических преступлениях должен быть предметом международного обсуждения.
Данный вопрос являлся темой острых дискуссий на съездах юристов в Германии и Швейцарии, он был затронут на Оксфордском съезде института международного права в 1880 г.
Здесь выявились различные трактовки сущности политических преступлений.
Так профессор Берлинского университета Ф.Лист, выступая на XVI съезде германских юристов в 1894 г., 1 См.: Никольский Д.П.
О выдаче преступников по началам международного права.
Спб., 1884.
С.
170.
2 Цит.
по: Российское законодательство X — XX.
веков: В 9 т / Под ред.
И.Чистякова.
М., 1984.
Т.
3: Акты Земских соборов.
С.
86.
3 См.: Очерк деятельности Министерства юстиции по борьбе с политическими преступлениями // Историко-революционный сб.
/ Под ред.
В.И.
Невского М.;Л., 1826.
Т.З.

С.
247.
14

[Back]