Проверяемый текст
Кулаков Александр Феодосьевич. Политическая преступность (Диссертация 2002)
[стр. 61]

США и военных проявился и политический депеш-: стремление властвующей элиты США с помощью различных средств физического подавления населения Вьетнама сломить его сопротивление и утвердить здесь иной государственный политический режим.
Политическая сторона данного проявления экоцида явственно выражается в характере субъекта, ибо в данном качестве выступают высшие должностные
лица государства.
Не случайно в двенадцати американских трибуналах и судах были возбуждены судебные преследования против Президента США Р.
Никсона и его военного министра М.
Лейрда.
Наряду с этим целый ряд американских юристов предъявил судебные иски против правительства в защиту молодежи, отказавшейся участвовать во вьетнамской войне ввиду ее противозаконности и очевидной политической реакционности.

Электоральная преступность.
Данная группа преступлений имеет существенные отличия от всех вышеобозначенных подвидов политической преступности.
В отличие от властно-антинародной преступности, которая имеет место преимущественно при авторитарном и тоталитарном политических режимах, электоральная преступность является порождением демократизации политических процессов связанных с институтом многопартийности, институтом выборов высших органов власти и должностных лиц.
Возможность вхождения во власть широкого круга лиц посредством демократических механизмов является серьезной мотивацией для выходцев из различных социальных слоев.
Нс исключением являются и криминальные структуры, так как получение власти открывает широкие возможности злоупотребления этой властью.
Наряду с ними, многие другие участники избирательного процесса, в виду своей сильной корыстной мотивации, могут использовать неправовые способы ведения предвыборной борьбы.
Одним из таких способов является совершение преступлений.
Преступления, имеющие своей целью завоевание политической власти или оказание влияния на распределение политической власти, мы называем электоральными.
Главным отличительным признаком электоральной преступности является её периодичность, так как она напрямую зависит от периодичности проведения выборов.
Наибольший всплеск электоральной преступности происходит во время подготовки и проведения избирательных кампаний.
По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации только во время подготовки и проведения выборов
органами государственной власти различных уровней возбуждено и расследовано 305 уголовных дел но фактам совершения соответствующих преступлений в 40 регионах Российской Федерации.1 Субъектами электоральной преступности могут выступать как государственные служащие (члены избирательных комиссий), так и сами кандидаты (граждане, члены 1 См/ Чурило Л.
Можно ли реагировать на факты, которых нет? // Рос.
газ.
1997.9 окт.
[стр. 47]

Еще сложнее обстоит дело с данными о лицах, осужденных за властноантинародные политические преступления.
Их число очень незначительно, выражается десятками, если не единицами человек.
Их нельзя выделить из общего числа осужденных за должностные политические преступления, так как в судебной статистике государственные служащие отдельно не учитываются, тем более те из них, которые совершили коррупционные преступления по политическим мотивам.
Наибольший всплеск политической коррупции происходит во время подготовки и проведения выборов.
По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации только во время подготовки и проведения выборов
в органы государственной власти различных уровней возбуждено и расследовано 305 уголовных дел по фактам совершения соответствующих преступлений в 40 регионах Российской Федерации1.
В целом можно сказать, что переход нашего общества от советского периода к историческому этапу утверждения правового государства сопровождается существенными количественно-качественными изменениями в составе властно-антинародной преступности, сопряженных со значительным ее уменьшением и преодолением наиболее острых политических конфликтов, лежащих в основе возникновения и развития рассмотренных уголовных правонарушений.
Другой разновидностью политической преступности является подсистема антигосударственных уголовных правонарушений, в состав которых прежде всего входят: государственная измена (ст.
275 УК РФ); шпионаж (ст.
276 УК РФ); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.
277 УК РФ); насильственный захват власти или наснльст1 См.: Чурило А.
Можно ли реагировать на факты, которых нет? // Рос.
газ.
1997.
9 окт.

(к сожалению в статье не указано количество преступлений и в каких из 40 регионов, так же как и то, каким способом они совершены (путем угроз и применения насилия, подкупа или обмана), сколько из числа расследованных уголовных дел направлено в суд и каковы по ним судебные решения и каково состояние этого вида преступности в современной России).
47

[стр.,58]

основанием для их полного выведения из политики как особой сферы общественной жизни.
Туг нам снова придется вернуться к некоторым существенным свойствам политики, которые не исчезают в категориальном аппарате преступлений против человечества, присутствуют в нем, правда в скрытой, усеченной форме.
Известно положение о том, что политика имеет дело прежде всего не с единицами, отдельными людьми, а с массами, миллионами.
Война, геноцид, экоцид неразрывно сопряжены с действиями, направленными на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой, или религиозной группы людей путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью.
Может показаться, что это не относится к экоциду, сопровождаемого массовым уничтожением растительного или животного мира, отравлением атмосферы или водных ресурсов, способных вызвать экологическую катастрофу.
На этот счет тоже есть необходимые возражения, поскольку возникновение экологической катастрофы имеет немалый политический оттенок.
Примером экоцида может служить «тактика выжженной земли», которую применяли американские войска во Вьетнаме в 1970 — 1971 гг.
В результате массированных бомбардировок территории Вьетнама были сожжены леса, заражены химическими веществами водоемы, культурный слой земли навсегда либо надолго вышел из сферы хозяйственного пользования.
Население оказалось зараженным малоизвестными токсинами, первыми гибли дети.
В перечисленных античеловеческих деяниях Президента США и военных проявился и политический аспект: стремление властвующей элиты США с помощью различных средств физического подавления населения Вьетнама сломить его сопротивление и утвердить здесь иной государственный политический режим, чем это имело место в тогдашней действительности.
Политическая сторона данного проявления экоцида явственно выражается в характере субъекта, ибо в данном качестве выступают высшие долж


[стр.,59]

постные лица государства.
Не случайно в двенадцати американских трибуналах и судах были возбуждены судебные преследования против Президента США Р.
Никсона и его военного министра М.
Лейрда.
Наряду с этим целый ряд американских юристов предъявил судебные иски против правительства в защиту молодежи, отказавшейся участвовать во вьетнамской войне ввиду ее противозаконности и очевидной политической реакционности.

Таким образом, властно-антинародная, антигосударственная, антивсечеловеческая разновидности политической преступности обладают опреде• ленным набором особенных свойств.
Но их самостоятельность относительна, поскольку не отрицаются общие объединяющие признаки.
Отмеченные разновидности политической преступности являются по своему происхождению социальными, ибо причины их возникновения лежат в характере системы общественных отношений, носителями их выступают люди, наделенные волей и сознанием, объективной стороной таких общественно опасных деяний • являются действия лиц, направленных на захват, удержание, распределение государственной власти.
Вывод: политическая преступность в обществе не есть нечто однообразное, нерасчлененное, где отсутствует относительно самостоятельные ассоциативные группы антиобщественных деяний.
В ходе исследования были выявлены три основные разновидности политических противозаконных деяний, к которым относятся подсистемы антинародной, антигосударственной и • антивсечеловеческой преступности.
59

[Back]