Проверяемый текст
Слепакова, Алла Витальевна; Правоотношения собственности супругов (Диссертация 2004)
[стр. 87]

церковных и светских полномочий по матримониальным делам.
Отсюда проистекает разделение брака-таинства и брака-договора’.
Французская Конституция 1791 г.
объявила брак гражданским договором, что означало полную законодательную власть государства в этой области.
Секулярная форма заключения брака пришла вместе с провозглашением свободного согласия партнеров как предпосылки заключения брака.
Феодальные сословные ограничения в брачно-семейных отношениях были отменены, и принцип свободы
заключения договора был признан также для заключения брака.
Брак, по
представлению того времени, рассматривался как правовой договор между двумя индивидуумами, который должен заключаться по светскому, гражданскому праву2.
Данное понимание брака, естественно, не могло не оказать влияния на содержание брачного-договора в
современном "праве'стран Запада.
Так, право ряда государств, например, в англо-американской правовой системе, допускает включение в брачный договор положений, регулирующих не только имущественные,
но и личные неимущественные права и обязанности супругов3.
В отечественной литературе была высказана точка зрения, что было бы справедливым и в
России предоставить супругам возможность урегулирования в брачном договоре неимущественных вопросов: установить, какую фамилию будут носить они, их общие дети, ребенок невесты; оговорить правовое положение детей от предыдущих браков, предусмотреть на случай развода, с кем будут проживать дети4.
Брачные договоры отдельных мусульманских стран могут определять
не только имущественные права и обязанности супругов, но и личные, вплоть до 1Schnabl A.
Franzoesische Revolution und Eherecht // Staat und Recht, 38.
Jahrgang, 1989 (11/89) S.
929.
2Schnabl A.
Op.
cit.
S.
925 926.
3 Антокольская M.B.
Лекции по семейному праву.
М., 1995.
С.
119; Игнатенко А.А., Скрыпникоп Н.Н.
Брачный договор.
Законный режим имущества супругов.
М, 1997.
С.
39.
4 Малютина А.В., Палий 'Г.В.
Брачный договор в системе зарубежного и российского права // Государство и право: проблемы, поиски решений, предложения.
Вып.
1.
Ученые записки Ульяновского государственного у та, серия Право / Под ред.
А.И.Чучаева.
Ульяновск, 1996.
С.
53.
87
[стр. 189]

означало полную законодательную власть государства в этой облает».
Секулярная форма заключения брака пришла вместе с провозглашением свободного согласия партнеров как предпосылки заключения брака.
Феодальные сословные ограничения в брачно-семейных отношениях были отменены, и принцип свободы
заключеши договора был признан также для заключения брака.
Брак, по
представлениям того времени, рассматривался как правовой договор между двумя шшивидуу73S мами, который должен заключаться по светскому, гражданскому праву.
Согласно современной концепции римско-католической церкгш, из неотделимости “бракадоговора’' от “брака-таннства” следует, что регулирование находится в ведении церкви, которая обладает исключительным правом определять препятствия к браку и судить о его несостоятельности, тогда как гражданская власть вправе определять сугубо гражданские последствия брака.
В соответствии с упомянутым Кодексом канонического права брак регулируется божественным и каноническим правом, при этом уважается компетенция гражданской власти относительно сугубо гражданских последствий брака (канон 1059).739 Разумеется, не все европейские юристы признали брак гражданским договором.
Так» Эдуард Дженкс указал, что с точки зрения английского права, брак является законным союзом двух лиц разнЬго пола^ йё состоявших в другом браке в момент заключения настоящего, с целью совместного устроения постояпной и исключающей другую семейной жизни, носящей характер полнейшей духовной и физической общности.
Поскольку подобный союз должен быть, согласно английскому праву, заключен совершенно добровольно обеими сторонами, то его часто определяют как “договор” т,е.
как соглашение, имеющее законную принудительную силу.
Но подобная практика имеет свои опасности, так как она неизбежно ведет к предположению, что брак является договором, который обладает по англинекому праву теми же свойствами, что и обычные договоры, а это глубочайшая ошибка.
Почти единствеппая общая черта брака и обычного договора заключается в том, что стороны вступают или, по крайней мере, предполагается, что Бступагот в брак и в договор свободно и по собственному желанию, причем они в полной мере должны понимать совершаемое ими.740 Однако, рассмотрев отличия брачного союза от договора, в том числе различия между нимн применительно к признанию недействительным в случае обмана или ошибки, Эдуард Дженкс отаетил: “Эти особенности б р а ч н о г о д о г о в о р а 741 будут служить нам исходными пунктами при обсуждении предмета”742, после чего перешел к рассмотренню формы заключения и правовых последствий брака.
Кроме того, характеризуя отличпя брака (брачного союза) от договора, on применительно ко второму два757Репс Давид.
Указ.
соч., с.
90 731Angela Scbrubl.
Указ.
соч., S.
925*926 759Каноническое право о браке (De matrimonio).
Составил свяш.
И.
Юркович.
М ., 1994 г., с.
19,106,114 ,лСЭдуард Дженкс.
Английское право.
М., 1947 г., с.
214-215 711разрядка моя (Л С ) Эдуард Дженкс.
Указ, соч., с.
215

[стр.,190]

жды употребил выражение “обычный договор”.743 Таким образом, даже этот автор в известной степени приравнял друг к другу понятия брака и брачного договора.
Данное понимание брака, естественно, не могло не оказать влияния на содержание брачного договора в
праве стран Запада.
Так, право ряда государств, например, в англо-американской правовой системе, допускает включение в брачный договор положений, регулирующих не только имущественные,
по и личные неимущественные права и обязанности супругов.744 В отечественной литературе была высказана точка зрения, что было бы справедливым и в нашей стране предоставить супругам возможность урегулирования в брачном договоре неимущественных вопросов: установить, какую фамилию будут носить они, их обшие дети, ребенок невесты; оговорить правовое положение детей от предыдущих браков, предусмотреть на случай развода, с кем будут проживать дети.745 Как уже было отмечено выше, брачные договоры отдельных мусульманских стран могут определять ие только имущественные права и обязанности супругов, по и личные, вплоть до права на развод.
Судебная практика государств, официальной религией которых является ислам шиитского толка, допускает при заключении брака оговорку, что жена може>г впоследствии отказаться от брака, если муж ие сохранит единобрачия.746 По еврейскому религиозному брачному праву, практически не претерпевшему изменений с древности до наших дней и действующему для всех евреев в Израиле, а также в тех исламских странах, где государственное светское брачное право отсутствует и вопросы брака и развода регулируются в соответствии с персональным статутом религиозными общинами, брак, в силу произносимой при его заключении формулы “посвящаешься мне", носит строго религиозный характер и не рассматривается как гражданский договор.747 Однако неотъемлемой частью церемонии заключения иудейского брака является подписание брачного контракта (ктуба, ксуба).
Этот документ традиционно содержал сведения о размере и составе приданого, приносимого невестой жениху от своих родителей или иных родственников, денежную оценку приданого, данные о том, что жених добавлял невесте из своего имущества, а также об ответственности жениха за приданое и добавочное, об обеспечении приданого и добавочного, причем ответственность возлагалась не только на самого жениха, но и на его наследников.748 По главное обязательным условием ктубы является обязательство жениха в случае развода уплатить жене определенную денежную сумму, помимо возврата приданого.
При этом, согласно древнему источнику еврейского права 70 Эдуард Дженкс.
Указ.
соч , с.
214-215 734 Антокольская М Б Л екции по семейному праву.
М , 1995 г ., с.
119.
Жидинкова И В .
Правовой режим имущества членов семьи.
Харьков, 2000 г., с.
249-250 Игнатенко Л Л., Скрипни кое Н Н.
Брзчиый договор.
Законный режим имущества суируюя М , 1997 г., с.
39.
Хаэока О А.
Брачный договор: опыт стран Запада.
// Дело и прзяо, 1995 г., N 9, с 35 745Малютина А В , Палий Т .В .
Указ.
соч., с.
53 746Рейс Давил.
Указ соч, с.
320 747Josef Prader.
Указ C 0 4 , S .
106*103

[Back]