18 соотносится со своими потребностями и целями, исходя из этого, способен изменять регулятивную программу, не говоря уже о том, что он может ей просто не подчиниться. В целях сохранения стабильности функционирования, обществу необходимо подчинить действие всех его элементов единой программе, направить их развитие в единое русло. Эти выработанные обществом средства подчинения социальных элементов действуют по принципу само регуляции. На протяжении всей своей истории общество само вырабатывало средства и механизмы регулирования своих элементов, весьма разнообразные по форме, и по содержанию. Обращение в этом аспекте к какому-либо внешнему вмешательству привело бы нас к признанию действия на общество потусторонних сил. Думается, что иррациональный подход, в данном случае неконструктивен. Источники функционирования и развития общества, содержаться, прежде всего, в нем самом. Данное положение, однако, относиться лишь к рассмотрению социума в целом. Но если брать за точку отсчета его подсистемы и элементы, то наряду с саморегулированием выявляются механизмы внешнего регулирования. Например, общественное объединение как субъект регулирует поведение своих членов, и по отношению к отдельной личности получаемые ею указания объединения будут, безусловно, внешними. В другом случае, скажем в процессе самовоспитания, личность совмещает в себе функции субъекта и объекта регулирования. Поэтому, говоря о форме регулирования, следует специально оговаривать, к какой системе прилагается та или иная характеристика. В этом плане регуляция представляет собой развертывание в наличном бытии идеально положенной программы. |
^ См. например: Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Т.23. С.67, 71-72,188,359. Изменяя природу, человек изменяет и самого себя. В этой связи, как известно, еще К. Маркс и Ф. Энгельс выделили две стороны человеческой деятельности: обработку природы и обработку людьми людей/ Обычно данное положение марксизма воспринималось узко и трактовалось лишь как характеристика воспитания. Думается, что содержание тезиса глубже. Само понятие “обработка” наводит на мысль о динамическом и волевом воздействии, подобно тому, как в обработке природных материалов предполагаются какие-то операции над ними, а не только его формирование. Да и что иное регулирование и управление в обществе, как не обработка у людей людьми? Обработка людей людьми составляет суть социального регулирования, ибо его объект прежде всего социальные процессы, представляющие собой деятельность составляющих общество индивидов. В свою очередь субъект социального регулирования те же индивиды, активно участвующие в организации социальной жизни. Такова диалектическая ^ особенность социального регулирования: в нем субъект и объект в равной степени активны, поскольку объект регулирования в процессе реализации предписаний субъекта соотносится со своими потребностями и целями, исходя из этого, способен изменять регулятивную программу, не говоря уже о том, что он может ей просто не подчиниться. В целях сохранения стабильности функционирования, обществу необходимо подчинить действие всех его элементов единой программе, направить их развитие в единое русло. Эти выработанные обществом средства подчинения социальных элементов действуют по принципу само регуляции. На протяжении всей своей истории общество само вырабатывало средства и механизмы регулирования своих элементов, весьма Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд.т.3.с.35. разнообразные по форме, и по содержанию. Обращение в этом аспекте к какому-либо внешнему вмешательству привело бы нас к признанию действия на общество потусторонних сил. Думается, что иррациональный подход, в данном случае неконструктивен. Источники функционирования и развития общества, содержаться, прежде всего, в нем самом. Данное положение, однако, относиться лишь к рассмотрению социума в целом. Но если брать за точку отсчета его подсистемы и элементы, то наряду с саморегулированием выявляются механизмы внешнего регулирования. Например, общественное объединение как субъект щ регулирует поведение своих членов, и по отношению к отдельной личности получаемые ею указания объединения будут, безусловно, внешними. В другом случае, скажем в процессе самовоспитания, личность совмещает в себе функции субъекта и объекта регулирования. Поэтому, говоря о форме регулирования, следует специально оговаривать, к какой системе ^ прилагается та или иная характеристика. ^ Как уже отмечалось, для биологических систем характерно целенаправленное регулирование собственного поведения. Однако эта целенаправленность ограничена рамками непосредственных потребностей системы, она по сути своей является] сугубо приспособительным средством и потому отличается стихийностью проявления, в отличие от социального регулирования. Именно в целенаправленности деятельности, в способности ставить и осуществлять идеальные цели усматривают многие ученые одно % из существенных отличий жизнедеятельности человека от самого организованного поведения животных.^ Для рассматриваемой нами проблемы важно подчеркнуть следующее обстоятельство: в целеполагании субъект предвосхищает реальное ^ Пенто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Мысль, 1972.С.26; Готлобер В.М., Шевченко И.В. Социальноэкономические проблемы прогнозирования. Ростов-на-Дону: 1987. С.15; Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд.Т.21.С.305; и др. изменение и упорядочение действительности мысленным моделированием своих действий, то есть идеальным изменением и упорядочиванием действительности. В этом плане регуляция представляет собой развертывание в наличном бытии идеально положенной программы. |