Проверяемый текст
Головкин, Роман Борисович; Право в системе нормативного регулирования современного российского общества (Диссертация 1998)
[стр. 21]

21 регулирования, которую можно представить, пользуясь физическим правилом параллелограмма, как результат суммирования этих сил.
К тому же в обществе имеются регулятивные процессы, протекающие вовсе без участия сознания (например, некоторые демографические процессы; процессы связанные с заболеваемость населения и т.д.)8.
Более того, в механизмах некоторых, особенно ранних форм социального регулирования мы также можем наблюдать метод проб и ошибок, метод, присущий биологической регуляции.
Речь идет, к примеру, об обычаях, которые складываются спонтанно, путем стихийного отбора наиболее продуктивных
ения или иной ситуации.
В определенном смысле прав биолог К.
Лоренц, помечая эту особенность обычая.
“Вообще, социальные нормы и обычаи, пишет он, характерные
для культур, скорее производят впечатление, что формировал их старый естественный отбор, действовавший не на генетической, на общественно-а психологическои основе и использовавший качестве сырья вместо мутаций и рекомендаций случайно возникшие обычаи и привычки”9.
В тоже время было бы неверно считать, что все средства социального регулирования, в отличие от управления, связаны со стихийными формами социальной организации.
Подобные суждения можно встретить в литературе.
Например, Т.В.
Керимова также считает, что саморегуляция это
стихийно складывающийся процесс, включая в 8 В этом случае отсутствуют какие-либо программы и потому правильнее называть подобные процессы социальной регуляцией, а не регулированием.
9 Лоренц К.
Эволюция ритуала в биологической и культурной сферах // Природа.
М.: 1969.
№11.С.48.
[стр. 17]

регулятивные процессы, протекающие вовсе без участия сознания (например, некоторые демографические процессы; процессы связанные с заболеваемость населения и т.д.)’®.
Более того, в механизмах некоторых, особенно ранних форм ^ социального регулирования мы также можем наблюдать метод проб и ошибок, метод, присущий биологической регуляции.
Речь идет, к примеру, об обычаях, которые складываются спонтанно, путем стихийного отбора наиболее продуктивных
способов поведения в той или иной ситуации.
В определенном смысле прав биолог К.
Лоренц, помечая эту особенность обычая, “Вообще, социальные нормы и обычаи, пишет он, характерные
щ для культур, скорее производят впечатление, что формировал их старый естественный отбор, действовавший не на генетической, а на общественнопсихологической основе и использовавший в качестве сырья вместо мутаций и рекомендаций случайно возникшие обычаи и привычки””.
В тоже время было бы неверно считать, что все средства социального регулирования, в отличие от управления, связаны со стихийными формами социальной организации.
Подобные суждения можно встретить в литературе.
Например, Т.В.
Керимова также считает, что саморегуляция это
В этом случае отсутствуют какие-либо программы и потому правильнее назьшать подобные процессы социальной регуляцией, а не регулированием.
Лоренц К.
Эволюция ритуала в биологической и культурной сферах // Природа.
М.: 1969.№11.С.48.

стихийно складывающийся процесс, включая в нее лишь социальнопсихологические регуляторы, формирующиеся, действительно, стихийно.
Конечно, было бы весьма заманчиво отыскать четкий, однозначный критерий, разделяющий социальное регулирование и управление в сознательности первого и стихийности второго.
Но в обществе с его сложностью редко срабатывают какие-либо однозначные критерии.
В данном случае контраргументами приведенному подходу могут служить следующие моменты: Во-первых, кроме социально-психологических, общественное ^ сознание содержит и специализированные, идеологические регуляторы в виде социальных норм, идеалов, принципов, задач, программ, которые выполняют регулирующую функцию.
В этом отношении более обосновано утверждение П.Н.Лебедева: “…саморегулирование может быть и теоретически ориентированной деятельностью и институализированной, но оно может осуществляться и спонтанно, по типу гомеостазиса”.’^ ^ Во-вторых, общество в своем историческом развитии дает примеры как преимущественно стихийного, так и преимущественно сознательного типов регулирования (например, в экономической сфере, связанной с рыночным хозяйством).
# Любое общество, следовательно, с организационной точки зрения представляет собой специфическое соединение стихийных и сознательно выработанных регуляторов.
Речь может идти лишь о соотношении тех и других.
Еще одно отличие программ социальных систем регулирования заключается в средствах их передачи.
В биологических системах апробированные в практике программы поведения и способы регулирования Керимова Т.В.
Социальный прогресс и управление.
М.: Политиздат, 1980.С.67.
Лебедев П.Н.
Очерки теории социального управления.
Л.: Изд-во Ленинградского унта.1976.С.121.
сохраняются и передаются, в основном, путем генетического наследования, у высших животных, кроме того, путем научения.
Классический пример научения формирование навыков полета у птиц.
У высших животных также наблюдаются элементы научения молодых особей приемам охоты, защиты и т.д.
Функциональная основа научения включает распознавание объектов и событий, оценку полученной информации в соотношении со своими потребностями, принятие решений (программ), их реализацию и удержание в “памяти” информации о результатах действия.
По структуре научение подобно социальным механизмам “обработки людей людьми”.
Но ц содержание их качественно различно.
Биологическое научение немобильно, оно действует только при условии постоянства Среды, в случаях ее изменения полученные навыки полностью утрачивают свое значение для особи.’’*

[Back]