Проверяемый текст
Головкин, Роман Борисович; Право в системе нормативного регулирования современного российского общества (Диссертация 1998)
[стр. 25]

25 Поскольку регулятивные программы имеют идеальную природу (и целевая, и инструментальная части программ формируются в сознании субъекта)14, то это позволяет, на наш взгляд, отнести социальные регулятивы к общественному сознанию, при активной роли объекта регулирования.
*
Социальное регулирование, будучи рассмотрено с этих позиций отчетливо демонстрирует следующие качества: 1) Ведущим звеном в социальном регулировании являются программы регулирующих воздействий субъекта на объект, которые складываются в сознании субъекта, несут на себе печать его потребностей, планов и устремлений, словом его субъективности.
Это позволяет считать сами регулятивные программы духовными образованиями.
Далее, социальное регулирование есть взаимоотношения между субъектом и объектом регулирования.
Причем,
г все ступени регулятивного цикла, отношений субъекта и объекта регулирования, так или иначе, связаны с сознанием.
Субъект вырабатывает регулятор, но объект, принимая его, оценивает содержание программы и дополнительно координирует свои действия в соответствии с собственными потребностями и установками, проводя предлагаемую программу через сознание.
Наконец, для подкрепления
действенности своих программ субъект регулирования использует авторитет социальных институтов, поддерживающих регулирование например, государство.
2)
Содержание социального регулирования определяется и характером экономического строя общества и его культурой.
14 В данном случае опять-таки следует исключить непрограммные средства социальной организации, о чем ранее говорилось, в которых регуляция осуществляется без участия сознания.
Такова, скажем, регуляция экономическими рычагами, к примеру, безработица, вынуждающая рабочего держаться за свое место.
[стр. 18]

В социальных системах регуляционная информация закрепляется и передается иными, небиологическими средствами.
Э.С.Макарян справедливо А ^ видит в этом принципиальное отличие социальных организационных механизмов.
Универсальным транслятором социальнозначимой информации он считает культуру и в этой функции видит основное ее назначение в обществе.
“ С информационной точки зрения суть различия между биологическим и социальным, или точнее, социокультурным типом организации состоит… в том, что последний тип организации характеризуется наличием особой надиндивидуалъной и внебиологической «I системы средств накопления, хранения и передачи от поколения к поколению существенно важной для коллективного объединения информации, программирующей действия входящих в его индивидов”.’^ См.
подробнее: Кликас Ф.
Пробуждающееся мышление.
У истоков человеческого интеллекта.
М.: Прогресс,1983.С.64-75.
Макарян Э.С.
Человеческое общество как особый тип организации // Вопросы философии.
1971.
Ко 10.С.67.
Регулятивная информация является как нельзя более важной для общества, поскольку от ее сохранения и внедрения зависит сохранение стабильности функционирования социального организма в целом.
Поэтому человечество бережно хранит приобретенные регулятивы.
Оно переводит их в сферу духовной культуры, в арсенал социальной памяти, закрепляя их содержание средствами общественного сознания и путем обучения, образования, воспитания внедряет их в групповое и индивидуальное сознание в качестве основы, фундамента для выработки новых регулятив.
Так обстоит дело с обычаями и всеми их разновидностями: правила поведения заключенные в этикетах, нравах, моде и т.д.
Активная роль сознания в его общественной, групповой и индивидуальной форме проявляется здесь вполне отчетливо.
Итак, социальное регулирование это выработанная действие выработанная обществом и передаваемая внебиологическим путем, система средств и способов упорядочения отношений человека с природой и » ф протекание внутренних (социальных) процессов, в основе которых лежит программное идеальное целеполагание.
Сравнительный анализ биологического и социального типов регулирования теоретически, безусловно, важен, так как позволяет выделить основные черты социального регулирования на фоне биологического.
Но, кроме этого, необходимо установить место и роль социального регулирования в системе общественных процессов.
^ Поскольку регулятивные программы имеют идеальную природу (и целевая, и инструментальная части программ формируются в сознании
субъекта)”^, то это позволяет, на наш взгляд, отнести социальные регулятивы к общественному сознанию, при активной роли объекта регулирования.
В данном случае опять-таки следует исключить непрограммные средства социальной организации, о чем ранее говорилось, в которых регуляция осуществляется без участия
Социальное регулирование, будучи рассмотрено с этих позиций отчетливо демонстрирует следующие качества: 1) Ведущим звеном в социальном регулировании являются программы регулирующих воздействий субъекта на объект, которые складываются в сознании субъекта, несут на себе печать его потребностей, планов и устремлений, словом его субъективности.
Это позволяет считать сами регулятивные программы духовными образованиями.
Далее, социальное регулирование есть взаимоотношения между субъектом и объектом регулирования.
Причем,
все ступени регулятивного цикла, отношений субъекта и объекта регулирования, так или иначе, связаны с сознанием.
Субъект вырабатывает регулятор, но объект, принимая его, оценивает содержание программы и дополнительно координирует свои действия в соответствии с собственными потребностями и установками, проводя предлагаемую программу через сознание.
Наконец, для подкрепления


[стр.,19]

действенности своих программ субъект регулирования использует авторитет социальных институтов, поддерживающих регулирование, например, государство.
2)
3) Содержание социального регулирования определяется и характером экономического строя общества и его культурой.
4) С точки зрения структуры, социальное регулирование представляет собой особым образом организованное воздействие субъекта на объект, В качестве объекта социального регулирования, как известно, выступают общественные процессы любого типа, общественные связи и отношения между людьми, подлежащие переводу из одного состояния в другое, отвечающее действующим критериям субъекта о функциональной организованности объекта.
Активной, деятельной стороной в процессе сознания.
Такова, скажем, регуляция экономическими рычагами, к примеру, безработица, вынуждающая рабочего держаться за свое место.

регулирования, безусловно, является субъект, его деятельность, его усилия, направленные на формирование и преобразование объекта, которые ^^ определяют характер и результат акта регулирования.
Как отмечалось, в специфику регулирования, как правило, не включен механизм обратной связи, поэтому объект в данном случае лишен возможности производить корректировку действий субъекта.
Тем не менее, нельзя представлять объект как сугубо пассивную сторону, только воспринимающую направленное на него регулятивное воздействие субъекта.
Объект своей спецификой, своим содержанием требует от субъекта, и, в конечном счете, причинно обусловливает весь процесс регулирования.
Следовательно, в фундаментальных основах объекта следует искать факторы, определяющие процесс регулирования.
Для социальных процессов считаются таковыми преимущественно экономические отношения и их основной элемент отношения собственности.
Отношения собственности не являются регулятором в собственном щ смысле слова, но поскольку они определяют сущность всех социальных процессов, постольку они выступают ядром социальной регуляции.
“Реализуясь в исторических формах хозяйства, институт собственности является, пожалуй, главным рычагом регулирования всей жизнедеятельности социальной общности”, пишет А.П.
Белик.’^ 3) Социальное регулирование проникает решительно во все сферы жизнедеятельности общества, активно осуществляя там изменения.
Думается, что данный тезис не нуждается в особых пояснениях, поскольку функциональным назначением социального регулирования является изменение социальных процессов в направлении, требуемому субъекту, действующему, в свою очередь, на основе познания объективных te сопиальных законов.
Велик А.П.
Социальная форма движения.
Явление и сущность.
М.: Наука, 1982.
С.129.
ш ч в связи с этим обычно рассматривают проблему видов социального регулирования.’^ В задачу настоящего исследования данный анализ не входит.
Мы будем рассматривать нормативную часть социального регулирования.
Таким образом,” социальное регулирование это функция общества, сущность которой состоит в упорядочении социальных процессов особыми, выработанными в сознании субъектов регулирования программами, способными активно влиять на все сферы общества.
См.
напр.: Вишневский А.Г.
Социальные регуляторы и человек //Постижение.
М.: Прогресс, 1989.
С.54-58.
1.
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Одной из основных задач общественной науки является объяснение того, как соотносятся, сочетаются, взаимодействуют и определяют друг друга поведение индивидов и движение социального целого.^ Эти задачи, как мы выяснили в предыдущем параграфе, разрешает регулирование общественных отношений.
Основную массу последнего в обществе составляет его нормативная часть.

[Back]