Проверяемый текст
Головкин, Роман Борисович; Право в системе нормативного регулирования современного российского общества (Диссертация 1998)
[стр. 32]

32 При анализе необходимости нормативности можно выделить две стороны проблемы.
С одной стороны, это объективное требование социальной жизни, без чего любой человеческий коллектив существовать не может, ибо нормативность вносит упорядоченность в отношения людей.
Общество это продукт взаимодействия людей.
Если нет упорядоченности в этих взаимодействиях и отношениях, то общество перестает существовать.

С другой стороны, люди в ходе общественной практики начинают осознавать социальную значимость и необходимость нормативности.
Ее потребности проходят через сознание, идеологию и члены общества начинают формировать обычаи, заповеди, нормы религиозных отправлений, нравственности, и др.
Все это формирует стереотипы поведения.
Субъективный фактор, отражающий и воздействующий на объективные процессы, отражает реальные требования как необходимые.
В качестве следующего нормативного свойства можно назвать типичность, повторяемость.
Типичность производна от понятия “типизация”.
Типизация сложный мыслительный процесс, предполагающий обобщение, отвлечение от несущественных признаков
27 явлений и выделение существенных.
Оценка общественных связей с точки зрения их типичности позволяет выделить самое значимое, сущностное
этих отношениях, что ает возможностьв гп классифицировать отношения, связи, явления по различным видам.
В основе классификации лежат типичные признаки, являющиеся неотъемлемой частью данного вида
отношении.
1987.
С.81.
Нормы советского права /Под ред.
М.И.Байтина, В.К.Бабаева.
Саратов:
[стр. 21]

Осознавая свои интересы, члены общества стремятся объединить свои воли, систематизировать их по различным признакам, придать существующим социальным потребностям различные нормативные формы.
Происходит нормативная саморегуляция личности.
Это способ защиты человека во внешней общественной среде, способ реализации своих интересов, способ его внутреннего самовыражения в поведенческой деятельности, способ связи с себе подобными.
Это, наконец, способ выявления вовне свойств модели личности, соединяющей сферу сознательного и бессознательного.^ ш т Следует подчеркнуть, что нормативность выступает не только формой бытия социальных интересов и потребностей, но и как процесс формирования и выявления этих способов существования социальной реальности.
То есть нормативность выступает с одной стороны, как форма социального развития, а с другой как его основное содержание.
Такая позиция представляется оправданной.
Она позволяет увидеть происхождение нормативного характера регулятивных явлений.
Ранее рассматривали нормативные свойства социальных регуляторов как нечто само собой разумеющееся, не требующее пояснения.
Правила носили как бы “надличностный” характер, появлялись откуда-то извне.^ Но суть нормативности не только и не столько в том, что это формы бытия социальных закономерностей, сколько в том, что нормативность охватывает процесс происхождения данных форм.
Такой подход тесно увязывает ^ Лившиц Р.З.
Теория права.
М.: Юридическая литература, 1994.С.6.
^ Мукабаева Г.А.
Нормативная саморегуляция личности.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук.
Алма-Ата: 1995.С.18.
® См.
напр.: Головко Н.А.
Моральные нормы и личность.
М.: Знание,!976,С.24.
рассмотрение различных нормативных образований с проблемами и интересами человека, как основного источника всякой общественной упорядоченности.
Люди никогда не найдут источника нормативного регулирования, если будут его искать вне человека.
Государство, общество только среда, в которой живут нормативные регуляторы.
Нормативность в социальной жизни обладает своим собственным содержанием.
Им являются, осознанные индивидом (членами общества) как необходимые, жизненно важные собственные интересы и потребности, требующие нормативного обобщения.
Проявление этих единообразных схем, стандартов отношения к реальной действительности выступает в системном виде.
ш ч Начать характеристику системных признаков нормативности целесообразно с такого качества нормативности как необходимость.
Любой социальный закон включает в себя не бесспорные факты, а ориентиры поведения.
“Нормативный закон, будь то правовой акт или моральная заповедь, вводится человеком.
Его часто называют хорошим или плохим, правильным или неправильным, приемлемым или неприемлемым, но “истинным” или “ложным” его можно назвать лишь в метафорическом смысле, поскольку он описывает не факты, а ориентиры нашего поведения”.^ Если тот или иной ориентир взят на вооружение в качестве определенного образца поведения либо запрета, следовательно, он признан обществом необходимым, социально полезным.
Какое-либо правило прошло через волю и сознание участников социальной жизни и решено считать это правило необходимым в процессе дальнейшей деятельности.
“Необходимость, проявляющаяся в качестве социальной нормы, это ^ Поппер К.
Открытое общество и его враги.
М.: Прогресс, 1992.Т.1.С.92.
субъективно присвоенная необходимость, стало быть, изменившая форму своего бытия, ставшая необходимой “для нас” При анализе необходимости нормативности можно выделить две стороны проблемы.
С одной стороны, это объективное требование социальной жизни, без чего любой человеческий коллектив существовать не может, ибо нормативность вносит упорядоченность в отношения людей.
Общество это продукт взаимодействия людей.
Если нет упорядоченности в этих взаимодействиях и отношениях, то общество перестает существовать.


[стр.,22]

С другой стороны, люди в ходе общественной практики начинают осознавать социальную значимость и необходимость нормативности.
Ее потребности проходят через сознание, идеологию и члены общества начинают формировать обычаи, заповеди, нормы религиозных отправлений, нравственности, и др.
Все это формирует стереотипы поведения.
Субъективный фактор, отражающий и воздействующий на объективные процессы, отражает реальные требования как необходимые.
В качестве следующего нормативного свойства можно назвать типичность, повторяемость.
Типичность производна от понятия “типизация”.
Типизация сложный мыслительный процесс, предполагающий обобщение, отвлечение от несущественных признаков
явлений и выделение существенных.’’ Оценка общественных связей с точки зрения их типичности позволяет выделить самое значимое, сущностное, в этих отношениях, что дает возможность классифицировать отношения, связи, явления по различным видам.
В основе классификации лежат типичные признаки, являющиеся неотъемлемой частью данного вида
отношений.
Плахов В.Д.
Социальные нормы.
Философские основания общей теории.
М.: Мысль, 1985.
С.76.
Нормы советского права /Под ред.
М.И.Байтина, В.К.Бабаева.
Саратов:
1987.
С.81.
Типичность служит для выделения из многообразия человеческой деятельности четких и ясных моделей поведения.
Типичность тех или иных социальных конструкций является важной предпосылкой их нормативнорегулятивного выражения.
Вывод о типичном характере признаков явления сложно сделать лишь при анализе их возникновения, развития и функционирования, воздействия на общественные процессы.
Выявление характерных признаков нормативности возможно в ходе многократного действия (повторения).
Многоразовый характер проявлений делает более ясными важнейшие стороны исследуемой темы, способствует более четкому их очерчиванию.
Ведь одни и те же признаки с неизменностью повторяются каждый раз.
В ходе повторяемости различных событий появляется возможность сделать вывод об общности характера условий и результатов нескольких вариантов общественных процессов.
Так можно свести несколько внешне различных моделей в единый вид по какому-либо критерию.
В качестве критерия может выступать сущностный признак явления.
Регулярность повторения и полученный в результате этого общий итог некоторой суммы общественной практики, подводят к такому важному выводу как стабильность и устойчивость действия данной модели.
В этом заключен социальный иммунитет данного отношения от дестабилизирующих общественных процессов и свидетельство о его нормативном характере.
Если же это отношение еще является важным и ценным для общества, то возникает необходимость в его нормативнорегулятивном выражении.
Для эффективного нормативно-регулятивного выражения тех или иных социальных отношений недостаточно простого познания, уяснения характерных и сущностных данных отношений.
Это лишь первый шаг в нормативном обобщении.
Искомые качества нуждаются в ясных, тезисных.
единообразных формулировках, которыми можно руководствоваться не только в нормоприменении, но и в повседневном нормативном поведении.
Данные черты должны иметь краткое, конспективное определение, которые должны быть однозначными.
Типичность, как нормативное свойство, характеризует не только правила поведения человека, но и сознание.
Ибо нормативность означает упорядоченность в мышлении и общественной деятельности.
Нормативны сам мыслительный процесс и его закономерности, нормативны язык, правила грамматики, нормативны, наконец, социальные процессы и ^ поведение человека.’^ Следующим важным признаком нормативности следует назвать всеобщность.
?

[Back]