Проверяемый текст
Головкин, Роман Борисович; Право в системе нормативного регулирования современного российского общества (Диссертация 1998)
[стр. 37]

37 32 процессах в предметах и явлениях объективного мира.
Данная информация систематизируется, “раскладывается по полочкам” и обобщается в известные формы, в том числе и правила поведения.
Социальные нормы выражают собой не разновидность, а особый уровень социальной информации.
Являясь особым структурным компонентом всех форм общественного сознания, социальные нормы выступают носителями такой информации, которая характеризуется
политическими, правовыми, нравственными, эстетическими и другими 33 свойствами и качествами.
Правила поведения как формы социальной нормативности имеют двойственный характер.
С одной стороны, это те модели, системы, в которые укладывается вся совокупность общественных отношений в зависимости от различных системообразующих признаков Это своеобразный итог унификации общественной жизни, при котором вся совокупность внутренних мотивов поведения индивидов, их интересы
Z возводятся качество нормативных требований, становятсяв содержанием социальных норм.
Социальная норма получает необходимую информацию из социальной действительности для того, чтобы на основе этой информации согласовать поведение личности, выступая в роли фактора связи, общения людей, согласования их личных и общественных
~ 34 интересов, целенаправленности их совместных действии.
Следует подчеркнуть, что от важности содержащейся информации зависит значимость данной нормы.
Социальная значимость
Даштамиров С.А.
Социальные нормы: гносеологический и социологический анализ.
Баку: 1984.С.77.

33 Там же.
С.80.
34 Даштамиров С.А.
Указ.
соч.С.81.
[стр. 23]

Всеобщность как нормативное свойство дает представление об объеме, щироте, распространенности в обществе тех или иных эталонов, масштабов, связей, взаимозависимостей.
Чем большее количество ^ участников вовлечено в данный комплекс отношений, тем более он действенен, тем большую сумму социальных интересов выражает.
Всеобщность взаимосвязана с обобщенностью требований нормативнорегулятивных явлений.
Чем выше всеобщность, тем полнее раскрываются требования нормативности, тем качественнее нормативный материал.
Пренебрежение требованием всеобщности, отсечение возможных участников общественных отношений снижает эффективность функционирования данных отношений, тормозит развитие позитивных социальных связей.
Кроме того, это создает возможность и для социальных конфликтов.
Под угрозой оказывается процесс эволюционного развития.
Общая теория права.
Курс лекций /Под.
ред.
В.К.
Бабаева.
Н.Новгород: НВШ МВД РФ.1993.С.115.
Еще одним признаком нормативности следует признать зависимость взаимодействующих элементов системы.
Каждое структурное образование функционирует в рамках единой программы, стоящей перед всей структурой в целом.
Компоненты единой системы подчиняются единым задачам и принципам.
Однако взаимозависимость не должна существовать за счет необходимой свободы, поглощать “инициативу с мест”, которая нужна составляющим образованиям для эффективного целого.
Такое положение придает гибкость всему целому, способствует выработке иммунитета к всевозможным потрясениям.
^ Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что нормативность как социальное явление является универсальной организационной основой регулирования общественных отношений.
Но нормативные обобщения должны где-то содержаться, поэтому нормативность в реальной жизни имеет определенные формы, в которых она объективируется в средства социального регулирования и управления.
Иг ^ Процессу унификации, стандартизации социальной жизни, т.е.
процессу нормативного обобщения социальных интересов присущ ряд форм.
Ими выступают правила поведения нормы; реализация этих правил, то есть сам процесс поведения; структура и компоненты общественного устройства, обеспечивающие определенный порядок социального развития; а также теории, взгляды, и другие нормативные мотивационные элементы сознания.
В совокупности эти элементы образуют систему регулирующего ^ воздействия на общественные отношения.
Центральное место в этой системе занимает подсистема социальных норм, выступающих в виде специфических правил поведения (право, мораль, обычаи, религия, нормы общественных организаций).
Воли отдельных членов социального ^ сообщества, обусловленные характером и уровнем существующих потребностей, складываются в необходимые данному социальному объединению модели поведения.
Вычленение и обособление нормативности в виде правил поведения позволяет им быть средством не только отражения, но и установления порядка, когда повторяемость, типичность, стабильность перерастают в норму как социальное явление, как выражение конструктивной человеческой деятельности.’^ При помощи социальных норм достигается целенаправленная, управляемая общность в регламентации общественных отношений, система типовых масштабов, охватывающая тот или иной вид общественных отношений, а затем и целую совокупность этих отношений.’’* Нормативность, в данном случае, “…выражает то социальное содержание, которое представляет собой определенного вида общественное отношение, ставшее предметом нормативного регулирования”.
Социальное назначение норм заключается в обработке и переработке потока многообразной и различной социальной информации.
В самом широком смысле информация представляет собой сведения о каких-то имеющихся свойствах или происходящих процессах в предметах и явлениях объективного мира.”^ Данная информация систематизируется, “раскладывается по полочкам” и обобщается в известные формы, в том числе и правила поведения.
Социальные нормы выражают собой не разновидность, а особый уровень социальной информации.
Являясь особым структурным компонентом всех форм общественного сознания, социальные нормы выступают носителями такой информации, которая характеризуется
Белкин АЛ.
Социальное воспроизводство и государственное право.
Л.: Наука, 1991.
С.21.


[стр.,24]

Алексеев С.С.
Социальная ценность права в советском обществе.
М.; Наука, 1971.
С.7475.
’’ Нормы советского права/Под ред.
М.И.Байтина, В.К.Бабаева.
Саратов: 1987.С.77.
Даштамиров С.А.
Социальные нормы: гносеологический и социологический анализ.
Баку: 1984.С.77.

политическими, правовыми, нравственными, эстетическими и другими
свойствами и качествами.’^ ^^ Правила поведения как формы социальной нормативности имеют двойственный характер.
С одной стороны, это те модели, системы, в которые укладывается вся совокупность общественных отношений в зависимости от различных системообразующих признаков.
Это своеобразный итог унификации общественной жизни, при котором вся совокупность внутренних мотивов поведения индивидов, их интересы
возводятся в качество нормативных требований, становятся содержанием социальных ^ норм.
Социальная норма получает необходимую информацию из социальной действительности для того, чтобы на основе этой информации согласовать поведение личности, выступая в роли фактора связи, общения людей, согласования их личных и общественных
интересов, целенаправленности их совместных действий.’® te Ш Следует подчеркнуть, что от важности содержащейся информации зависит значимость данной нормы.
Социальная значимость
нормы во многом определяется именно глубиной и направленностью передаваемой информации.
С другой стороны, социальные нормы, переработав и упорядочив информацию, сами начинают передавать ее в регулятивные процессы, и начинают выполнять роль средства управления социальными процессами.
Так, например, правовая информация “обслуживает” процесс социального управления во многих аспектах, не характеризуя всего диапазона случаев воздействия права на поведение людей.
Вспомним хотя бы две крайние его Там же.
С.80 Даштамиров С.А.
Указ.
соч.С.81.
точки: с одной стороны, побуждение к деятельности, изложение программы поведения, вызывающей (как следствие) соответствующую деятельность.
Следовательно, можно прийти к выводу, что социальные регуляторы (право, мораль и т.д.) в процессе нормативного обобщения общественных отношений являются не только формой, результатом такого обобщения, но и средством дальнейшего упорядочивающего воздействия на социальную систему.
Еще одной сущностной характеристикой социально-нормативного регулирования можно считать определенную структуру общественных правил поведения.
В качестве элементов структуры отдельной социальной нормы обычно выделяют гипотезу диспозицию и санкцию.^® Ч Гипотеза представляет собой информацию об адресации нормы и условиях ее применения.
Диспозиция это формулировка требования деятельности, выраженная в языке.
Санкция выражает способы и средства обеспечения действенности социальной нормы.
Однако, данное положение, почти бесспорное относительно правовых регуляторов, вызывает разногласия ученых относительно структуры других социальных норм.
Так, например, Я.З.Хайкин выделяет два элемента социальной нормы: гипотезу и диспозицию.^’ Автор обосновывает свою позицию ссылкой на моральные и религиозные нормы, в которых якобы отсутствуют санкции.
Дело в том, что нет полного соответствия между идеальной и реальной структурой нормы.
На практике бывают случаи, когда гипотеза и диспозиция как бы Кудрявцев Ю.В.
Нормы права как социальная информация.
М.: Юридическая литература, 1981 .С.31.

[Back]