Проверяемый текст
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.
[стр. 45]

45 1.2.
Право как центральный элемент социально-нормативной системы Социальные нормы общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия.
Они
направляют течение общественной жизни в нужное русло.
Разумеется, в число социальных норм входят и
Социальные нормы это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.
Социальные нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития, но сами таковыми не являются.
Объективные законы, по которым развивается история, не есть
нормы.
Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой.
Одни из них со временем отпадают; другие
возникают, видоизменяются; третьи навязываются определенными классами, группами или властью.
Иначе говоря, процесс становления, формирования социальных норм
фактор субъективный.
Вырабатываются они людьми.
Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью.
Например, о происхождении правовых норм Ф.
Энгельс писал: «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена.
Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом».
[стр. 126]

Стр.
126ЧАСТЬ ВТОРАЯ 30.05.2009 02:56:27file://localhost/F:/ЮРИДИЧЕСКАЯ/Matuzov-Malko_-_StateLawTheory_-_Lectures_-_2001_776_HTML/Теория%20государс...
Поддержание постоянного «динамического равновесия» – не простая задача.
Это своего рода «перетягивание каната», а оно всегда заканчивается победой одной из команд.
Право, как известно, запрещает далеко не все общественно вредные действия, а лишь наиболее опасные.
Поэтому возникает немало ситуаций, когда определенное поведение индивида правом не запрещается, но с точки зрения иных социальных норм явно предосудительно.
Мера допустимого с позиций морали и закона не одинакова: право требует от человека гораздо меньшего, ибо оно есть лишь минимум нравственности.
Даже самые лучшие побуждения, которыми руководствуется субъект, выходя за рамки правовых императивов, могут привести к отрицательным результатам.
Важно найти ту критическую черту, за которой начинается своеволие.
Уловить и законодательно закрепить эту грань чрезвычайно трудно, ибо она подвижна, зависит от ряда факторов и причин.
Римляне говорили: «Кто живет по закону, тот никому не вредит».
Однако опыт показал, что есть и другие, кроме закона, нормы, которые необходимо соблюдать, дабы не навредить и не вступить в конфликт с обществом и согражданами.
Конечно, выйти за грань дозволенного законом – еще не значит поступить предосудительно, но и совершение не запрещенных им действий не всегда желательно и полезно.
Как уже подчеркивалось, принцип «не запрещенное законом дозволено» направлен на развитие активности субъекта.
Но активность и пассивность – понятия относительные.
Древняя мудрость гласит: пока умный думает, решительный сделает.
Однако та же мудрость подмечает: ум без смелости неподвижен, смелость без ума – опасна.
Это выработано многовековым опытом, и юридическая мысль не может не учитывать этих обобщений.
В нынешней ситуации необходимо противо1 Братусь С.Н.
Субъекты гражданского права.
М., 1950.
С.
198; см.
также Актуальные вопросы гражданского нрава.
М., 1964 С.
25–32; Гражданско-правовая охрана интересов личности М„ 1969.
С.
3–15.
стоять как инерционным, консервативным тенденциям, так и максималистским устремлениям, своего рода правовому авангардизму, попыткам искусственно пришпорить события и процессы.
Между «можно» и «нельзя», «разрешено» – «запрещено» призваны стоять такие непреходящие понятия, как совесть, честь, долг, нравственность, воспитанность и другие слагаемые, составляющие духовную сущность человека.
Они могут служить надежными преградами на пути эгоизма, корысти, своеволия, злоупотреблений.
В целом же страна медленно, но настойчиво идет к цивилизованному, нормальному и активному образу жизни, идет по пути, проложенному другими странами и народами.
И есть надежда, что «Россия вспрянет ото сна» (А.С.
Пушкин).
3.
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ИХ СООТНОШЕНИИ (Н.И.
МАТУЗОВ) Исторически государство и право (как система исходящих от публичной власти норм) возникают одновременно в силу одних и тех же причин, а именно, в результате разложения родового общества и перехода его в более высокое, цивилизованное состояние.
Одновременно – не значит одномоментно и адекватно.
Речь идет о сравнительно длительном периоде, в рамках которого генезис права и государства имеет свои особенности.
Но в принципе «родословная» у названных явлений одинакова, их типология, социальные и гносеологические корни совпадают.
В науке широко известно классическое и достаточно обоснованное положение о том, что «на определенной, весьма ранней ступени развил тия общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена.
Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом.

Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение, – публичная власть, государство».
Таким образом, право вырастает из обычаев и экономической необходимости.
Как заметил Ф.
Энгельс, «люди забывают о происхождении , права из экономических условий, подобному тому как они забыли о своем собственном происхождении из животного царства»2 .
Право возникло как реакция общества на объективную необходимость иметь * Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.
Т 18 С.
272.
2 Там же.
С 273.
1 более жесткий и властный (императивный) регулятор социальных отношений, снабженный принудительной силой, ибо моральные и другие подобные нормы с этой задачей уже не справлялись.


[стр.,173]

Стр.
173ЧАСТЬ ВТОРАЯ 30.05.2009 02:56:27file://localhost/F:/ЮРИДИЧЕСКАЯ/Matuzov-Malko_-_StateLawTheory_-_Lectures_-_2001_776_HTML/Теория%20государс...
обеспечиваются возможностью государственного принуждения, закрепляются в специальных нормативных актах, регулируют, хотя и специфические, но весьма важные отношения.
Свою регламентирующую функцию они осуществляют в совокупности с другими правовыми нормами и в этом смысле играют дополнительную (акцессорную) роль.
Наиболее тесно они связаны с бланкетными нормами*.
1 См Чсрданцев А.Ф Понятие технико-юридических норм//Сов.
государство и право 196/1 № 7.
С 134.
Остальные технические нормы, в частности, действующие в бытовой сфере, не поддерживаются правом и, следовательно, их нарушение не ведет к какой-либо юридической ответственности (например, правила обращения с различными домашними приборами: телевизорами, холодильниками, магнитофонами, стереосистемами и т.д.).
Или правила приема лекарств.
Серьезные и далеко идущие последствия возникают при нарушениях экологических состояний и равновесий.
В таких случаях природа жестоко мстит за произвол.
Искусственное вмешательство в естественные балансы, эволюционное развитие крайне опасно для жизнедеятельности человека.
Загрязнение окружающей среды, повреждение ее объектов наказуемы по российскому законодательству, хотя санкции за такие деяния, на наш взгляд, недостаточно строгие.
В эпоху НТР роль технических норм многократно возрастает.
От их соблюдения или несоблюдения в буквальном смысле слова зависит жизнь, судьба, здоровье людей.
Именно из-за нарушения подобных правил, инструкций происходят разного рода аварии, крушения (типа чернобыльской катастрофы) и другие ЧП.
Простая ошибка, оплошность, невнимательность, а тем более недобросовестность, грубое игнорирование заданных технологических процессов грозят непоправимыми последствиями.
Это касается как гражданской сферы, так и военных областей.
Век «кнопочной» технологии налагает на человека особую ответственность.
Усложняется техника – усложняются и отношения с техникой.
В дальнейшем эта взаимозависимость станет еще более сложной.
В практической жизни мы нередко выражаем недовольство по поводу всевозможных инструкций, которые, на первый взгляд, излишне жестко и скрупулезно определяют характер и порядок некоторых наших действий в определенных ситуациях.
Подобное роптание стало чуть ли не «признаком хорошего тона».
Особенно это относится к лицам, выполняющим те или иные служебные функции, Однако не всякий запрет и не всякая инструкция – зло.
Многие из них разумны и необходимы, особенно сейчас, когда, как уже говорилось, от тех, кто стоит у штурвалов, пультов и кнопок, зависит многое, если не все.
Немало указанных «категорических императивов» и «параграфов» написано кровью пострадавших, извлечено в качестве уроков из трагических происшествий.
Возражать надо не против инструкций вообще, а против устаревших, надуманных, бюрократических правил.
Кроме того, за протестами по поводу «мешающих» и «связывающих» ограничений очень часто стоит стремление освободиться от всякого контроля и регулирования, получить возможность действовать при известных обстоятельствах по личному разумению, что, как правило, и приводит к печальным последствиям.
Особо следует сказать о нормах, определяющих отношение людей к животным – диким и домашним, вообще к животному миру.
Большинство из этих норм закреплены в соответствующих правовых актах (например, правила содержания собак, лошадей, крупного рогатого скота; разрешения или запреты на охоту; санитарные требования к уходу, выгулу наших «братьев меньших», прививкам, обследованиям, профилактике заболеваний и т.д.).
Установлена ответственность за нарушение подобных регламентации.
Как квалифицировать эти нормы? Как технические? Но речь идет не о технике.
Как социальные? Но отношения между человеком и животными – не социальные, хотя, несомненно, имеют немаловажное общественное значение.
Возможно, их уместно было бы называть по типу технико-правовых естественно-правовыми.
2.
ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ Как сказано выше, социальные нормы – общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия.
Они
«страхуют», предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло.
Разумеется, в число социальных норм входят и
правовые.
Социальные нормы – это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.
Социальные нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития, но сами таковыми не являются.
Объективные законы, по которым развивается история, не есть


[стр.,174]

Стр.
174ЧАСТЬ ВТОРАЯ 30.05.2009 02:56:27file://localhost/F:/ЮРИДИЧЕСКАЯ/Matuzov-Malko_-_StateLawTheory_-_Lectures_-_2001_776_HTML/Теория%20государс...
нормы.
Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой.
Одни из них со временем отпадают, другие
– возникают, видоизменяются, третьи – навязываются определенными классами, группами или властью.
Иначе говоря, процесс становления, формирования социальных норм
фактор субъективный.
Вырабатываются они людьми.
Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью.
Например, о происхождении правовых норм Ф.
Энгельс писал: «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена.
Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом».

Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.
Т 18.
С.
272.
Право сложилось намного позже других нормативных систем и главным образом на их основе.
Оно стало более жестко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения.
Равно как и вместо прежней общественной власти появилась публичная власть, уже не совпадающая с интересами всего общества и опирающаяся на особый аппарат, готовый за нарушение официально установленных и строго обязательных норм применить принуждение.
Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа.
Этот переход был длительным и постепенным, эволюция заняла несколько миллионов лет.
Таков генезис социальных норм, в том числе правовых.
«Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти»2 .
В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социальной регуляции.
Понятия «норма» и «правило» употребляются и воспринимаются в обиходе как равнозначные, взаимозаменяемые.
В литературе, справочных изданиях они обычно определяются друг через друга: норма – это правило, а правило – это норма.
Между тем при более внимательном анализе выясняется, что «правило» – все же более узкий термин, чем «норма», и следовательно, они не всегда и не полностью совпадают.
В частности, правовые нормы довольно сложны по своей конструкции, элементному составу, где правило заключено лишь в их диспозициях, не охватывая собой гипотезу и санкцию.
Нормы богаче, содержательнее.
Во всяком случае, многие из них.
Однако в широком социальном плане, с учетом большого разнообразия действующих норм и правил (не только юридических), этими нюансами можно пренебречь, что фактически и происходит в теории и на практике.
Социальная норма – не просто абстрактное правило желаемого поведения.
Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике.
В этом случае действительные поступки и становятся правилом.
Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее».
Норма – это мера позитивного, общественно полезного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса.
См.: Н)гесяпц В.С Право и закон.
М , 1983.
С.
5.
2 Лукашева Е.А.
Право, мораль, личность.
М., 1986.
С.
86.
И понятно, что «поведение, соответствующее норме, рстречается чаще, чем отклонение от нее – патология».
Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные, массовые отношения.
Случайные связи, поступки, действия не могут отразиться в норме.
Норма – это всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так и на внешних детерминантах.
Кризисное состояние нашего общества требует последовательного соблюдения всех социальных норм, и особенно таких, как правовые, нравственные, политические.
Ибо именно отступление от них, т.е.
от веками выработанных основ бытия, явилось в конечном счете одной из причин возникших трудностей.
Были отброшены те приоритеты и ориентиры, которых придерживается весь мир.
Попытки обойти столбовую дорогу цивилизации, найти свой собственный путь окончились неудачей и дорого обошлись обществу, поверившему в ложные цели.
Эксперимент, связанный с отходом от общепринятых норм и условий человеческого существования, завел в исторический тупик, из которого страна вынуждена выходить на уже проложенную другими магистраль прогресса.
Диалектика не исключает попятного движения, зигзагов, топтания на месте при общем поступательном движении, но время потеряно.
При этом

[Back]