Проверяемый текст
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.
[стр. 47]

47 В частности, правовые нормы довольно сложны по своей конструкции, элементному составу, где правило заключено лишь в их диспозициях, не охватывая собой гипотезу и санкцию.
Нормы богаче, содержательнее.
Во всяком случае многие из них.
Однако в широком социальном плане, с учетом большого разнообразия действующих норм и правил (не только юридических), этими нюансами можно пренебречь, что фактически и происходит в теории и на практике.
Социальная норма
не просто абстрактное правило желаемого поведения.
Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике.
В этом случае действительные поступки и становятся правилом.
Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее».
Норма
это мера позитивного, общественно полезного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса.
И понятно, что «поведение, соответствующее норме,
встречается чаще, чем отклонение от нее патология» (В.Н.
Кудрявцев).
Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные, массовые отношения.
Случайные связи, поступки, действия не могут отразиться в норме.
Норма
это всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так и внешних детерминантах.
Однако рассматривая право как элемент системы социальных норм не следует забывать и о том, что эта система весьма многообразна, а сами социальные нормы весьма многочисленны, что связано с богатством и неоднородностью общественных отношений предмета регулирования.
В социологии они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные,
[стр. 174]

Стр.
174ЧАСТЬ ВТОРАЯ 30.05.2009 02:56:27file://localhost/F:/ЮРИДИЧЕСКАЯ/Matuzov-Malko_-_StateLawTheory_-_Lectures_-_2001_776_HTML/Теория%20государс...
нормы.
Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой.
Одни из них со временем отпадают, другие – возникают, видоизменяются, третьи – навязываются определенными классами, группами или властью.
Иначе говоря, процесс становления, формирования социальных норм – фактор субъективный.
Вырабатываются они людьми.
Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью.
Например, о происхождении правовых норм Ф.
Энгельс писал: «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена.
Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом».
Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.
Т 18.
С.
272.
Право сложилось намного позже других нормативных систем и главным образом на их основе.
Оно стало более жестко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения.
Равно как и вместо прежней общественной власти появилась публичная власть, уже не совпадающая с интересами всего общества и опирающаяся на особый аппарат, готовый за нарушение официально установленных и строго обязательных норм применить принуждение.
Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа.
Этот переход был длительным и постепенным, эволюция заняла несколько миллионов лет.
Таков генезис социальных норм, в том числе правовых.
«Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти»2 .
В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социальной регуляции.
Понятия «норма» и «правило» употребляются и воспринимаются в обиходе как равнозначные, взаимозаменяемые.
В литературе, справочных изданиях они обычно определяются друг через друга: норма – это правило, а правило – это норма.
Между тем при более внимательном анализе выясняется, что «правило» – все же более узкий термин, чем «норма», и следовательно, они не всегда и не полностью совпадают.
В частности, правовые нормы довольно сложны по своей конструкции, элементному составу, где правило заключено лишь в их диспозициях, не охватывая собой гипотезу и санкцию.
Нормы богаче, содержательнее.
Во всяком случае, многие из них.
Однако в широком социальном плане, с учетом большого разнообразия действующих норм и правил (не только юридических), этими нюансами можно пренебречь, что фактически и происходит в теории и на практике.
Социальная норма
не просто абстрактное правило желаемого поведения.
Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике.
В этом случае действительные поступки и становятся правилом.
Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее».
Норма
это мера позитивного, общественно полезного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса.
См.: Н)гесяпц В.С Право и закон.
М , 1983.
С.
5.
2 Лукашева Е.А.
Право, мораль, личность.
М., 1986.
С.
86.
И понятно, что «поведение, соответствующее норме,
рстречается чаще, чем отклонение от нее – патология».
Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные, массовые отношения.
Случайные связи, поступки, действия не могут отразиться в норме.
Норма
это всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так и на внешних детерминантах.
Кризисное состояние нашего общества требует последовательного соблюдения всех социальных норм, и особенно таких, как правовые, нравственные, политические.
Ибо именно отступление от них, т.е.
от веками выработанных основ бытия, явилось в конечном счете одной из причин возникших трудностей.
Были отброшены те приоритеты и ориентиры, которых придерживается весь мир.
Попытки обойти столбовую дорогу цивилизации, найти свой собственный путь окончились неудачей и дорого обошлись обществу, поверившему в ложные цели.
Эксперимент, связанный с отходом от общепринятых норм и условий человеческого существования, завел в исторический тупик, из которого страна вынуждена выходить на уже проложенную другими магистраль прогресса.
Диалектика не исключает попятного движения, зигзагов, топтания на месте при общем поступательном движении, но время потеряно.
При этом

[стр.,175]

Стр.
175ЧАСТЬ ВТОРАЯ 30.05.2009 02:56:27file://localhost/F:/ЮРИДИЧЕСКАЯ/Matuzov-Malko_-_StateLawTheory_-_Lectures_-_2001_776_HTML/Теория%20государс...
тупиком является не социализм, как широко признанная и и целом гуманная система взглядов, а та его модель, которая была ценою огромных жерти неудачно опробована у пас и в некоторых других странах Восточной Европы.
Классификация социальных норм.
Социальные нормы весьма многочислен пы и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью самих общественных отношений – предмета регулирования.
В социологии они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные,
спонтанные и директивные, «живые» и «мертвые», функционирующие и нефункционирующие)2 .
Юридическая наука не вдается в столь подробную и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы, в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность.
С этой точки зрения выделяются: 1) правовые нормы; 2) моральные; 3) политические; 4) эстетические; 5) религиозные; 6) семейные; 7) корпоративные; 8) нормы обычаев, традиций, привычек; 9) деловые обыкновения; 10) правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов.
Кудрявцев Я // 11раноное поведение: норма и патология.
М., 1982.
С.
15.
2 См.: Плохое Н.Д.
Социальные нормы.
Философские основания общей теории.
М., 1985.
С.
232-248.
Это общепринятая и наиболее распространенная классификация.
Объединяющим началом здесь служит то, что все эти нормы носят социальный, а не технический характер.
Несмотря на их различия, они тесно взаимосвязаны, ни одни из них не действуют изолированно от других, не существуют в «рафинированном» виде.
Такой сферы отношений просто нет.
3.
СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ: ЕДИНСТВО, РАЗЛИЧИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ В учебных и практических целях очень важно выявить как тесную взаимосвязь всех видов социальных норм, так и их специфику.
Особенно это касается права и морали, представляющих для юридической науки приоритетный интерес.
Еще древние философы (Платон, Демокрит, Цицерон, Аристотель) указывали на значимость этих двух главных определителей общественного поведения, их сходство и несовпадение.
Отграничив право от морали, мы тем самым покажем отличие его от других социальных норм, место и роль этого регулятора в общей системе нормативного регулирования*.
Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего правовые нормы – это их специальность.
Но они для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль.
Русские правоведы (В.С.
Соловьев, И.А.
Ильин и др.) неизменно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль.
Право – средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества.
Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.
В.С.
Соловьев, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра или порядка, не допускающего известного проявления зла».
Мораль – важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания.
Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, Мы не вдаемся здесь в полемику, ведущуюся в литературе вокруг понятия права, но придерживаемся мнения, согласно которому право – это исходящие от государства нормы, призванные выражать идеи гуманизма, нравственности, справедливости, естественных прав человека, меру свободы личности; баланс интересов между различными слоями общества.
В целом понятие права, как заметил еще И.А.
Ильин, упирается в понятие нормы.
Именно поэтому ни одна из предлагающихся ныне концепций права не исключает из его состава нормы, а лишь дополняет их рядом других компонентов.
определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.
Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали.
Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включает в себя также психологические моменты: эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые.
Но главное в морали – это представления о добре и зле.
Нравственность предполагает ценностное отношение человека не только к другим, но и к себе, чувство собственного достоинства, самоуважения, осознание себя как личности.
И.
Кант заметил: «Кто превращает себя в червя, не должен потом жаловаться, что его топчут ногами»2 .
Честь, достоинство, доброе имя охраняются законом – это важнейшие социальные ценности.
Честь – дороже жизни.
Когда-то из-за чести шли на дуэль, в таких поединках погибли Пушкин,

[Back]