Проверяемый текст
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.
[стр. 50]

50 топчут ногами».
Честь, достоинство, доброе имя охраняются законом это важнейшие социальные ценности.
Честь дороже жизни.
Когда-то из-за чести шли на дуэль, в таких поединках погибли Пушкин, Лермонтов.
Представления о честном и бесчестном
еще один стержень морали.
Высшим законом и высшим судом для личности является собственная совесть, которая по праву считается самым полным и самым глубоким выражением нравственной сущности человека.
Мораль имеет внутренний и внешний аспекты.
Первый
выражает глубину осознания индивидом своего собственного «Я», меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности.
Здесь проявляется известный кантовский «категорический императив»,
ограничитель, в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее и безусловное нравственное правило («внутреннее законодательство»), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать.
Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Он ставит границы собственному произволу, себялюбию, эгоизму.
Так гласит и одна из христианских заповедей.
По Канту, две вещи поражают наше воображение
звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас.
Глубокое наблюдение.
Все это составляет понятие совести, т.е.
способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой.

Именно поэтому наказание для виновного заключается оправдаться перед собственным судом.
«Закон, живущий в нас, писал Кант, называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом».
Цицерон видел в совести главное
[стр. 176]

Стр.
176ЧАСТЬ ВТОРАЯ 30.05.2009 02:56:27file://localhost/F:/ЮРИДИЧЕСКАЯ/Matuzov-Malko_-_StateLawTheory_-_Lectures_-_2001_776_HTML/Теория%20государс...
Лермонтов.
Представления о честном и бесчестном
еще один стержень морали.
Высшим законом и высшим судом для личности является собственная совесть, которая по праву считается самым полным и самым глубоким выражением нравственной сущности человека.
Мораль имеет внутренний и внешний аспекты.
Первый
выражает глубину осознания индивидом своего собственного «Я», меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности.
Еще древние говорили: «Нет ни одного момента в жизни человека, свободного от долга».
Здесь проявляется известный кантовский «категорический императив»,
в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее и безусловное нравственное правило («внутреннее законодательство»), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать.
Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Он ставит границы собственному произволу, себялюбию, эгоизму.
Так гласит и одна из христианских заповедей.
По Канту, две вещи поражают наше воображение
звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас.
Последнее и есть императив.
Мораль и нравственность – одно и то же.
В научной литературе и в практическом обиходе они употребляются как идентичные.
Впрочем, некоторые аналитики пытаются установить здесь различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью – степень их соблюдения, т.е.
фактическое состояние, уровень морали.
В данном случае мы исходим из тождественности этих понятий.
Что касается этики, то это особая категория, означающая учение, науку о морали, хотя и она содержит в себе определенные оценочные критерии.
2 Кант И.
Метафизика нравов.
Соч.
Т.
4.
Ч.
2.
М., 1965.
С.
376.
Все это составляет понятие совести, т.е.
способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой.

«Закон, живущий в нас, – писал Кант, – называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом».
Цицерон видел в совести главное
украшение человека.
Эта мысль отразилась и в народной мудрости: «Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть».
Второй аспект морали – конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств, ибо мораль не может быть сведена к голым принципам.
Эти две ее стороны тесно переплетены.
«Человек есть ряд его поступков....Каков человек внешне, т.е.
в своих действиях, таков он и внутренне»2 .
Поэтому нельзя о человеке судить по тому, что он сам о себе думает или декларирует.
Только поступки могут раскрыть его действительную сущность.
Но поступки – плоды помыслов.
Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.
Внимательное сопоставление права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяют более глубоко познать оба эти явления3 .
Единство права и морали состоит в том, что: в о п е р в ы х, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа; во-вторых, право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости; в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирования – общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются к одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают; в-четвертых, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов; Кант И.
Указ.
соч С.
329.
2 Гегель.
Соч.
М , 1929.
Т.
1.
С.
234, 236.
Здесь и далее под правом имеются и виду исходящие от государства юридические нормы, если не оговорено иное.
в-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации; в-шестых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.
Цель права – «установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил».
Таково же, в сущности, и назначение морали.
Ведь право – возведенная в закон нравственность.

[Back]