Проверяемый текст
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.
[стр. 53]

53 согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются.
В этом смысле государство является политическим творцом права; правотворчество
его исключительная прерогатива.
Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.
Конечно, процесс
правообразования идет не только «сверху», но и «снизу», вырастает из народных глубин, обычаев, традиций, юридической практики, прецедентов, но в конечном счете правовые нормы «преподносятся» обществу все же затем от имени государства как его официального представителя.
По-другому формируется мораль.
Ее нормы создаются не государством непосредственно и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей.
Для того чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно
согласие властей; достаточно, чтобы она была признана, «санкционирована» самими участниками социального общения классами, группами, коллективами, теми людьми, кто намерен ею руководствоваться.
В отличие от права мораль носит неофициальный (негосударственный) характер.

Право и мораль различаются также и по методам их обеспечения.
Если право создается государством, то оно им и обеспечивается,
защищается правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает, ибо норма права не просьба, не совет, не пожелание, а властное требование, веление, предписание, обращенное ко всем членам
[стр. 177]

Стр.
177ЧАСТЬ ВТОРАЯ 30.05.2009 02:56:27file://localhost/F:/ЮРИДИЧЕСКАЯ/Matuzov-Malko_-_StateLawTheory_-_Lectures_-_2001_776_HTML/Теория%20государс...
Однако наряду с общими чертами право и мораль имеют существенные различия, обладают своей спецификой.
Учет своеобразия этих феноменов имеет, пожалуй, более важное значение, чем констатация их общности.
Именно поэтому онтологические статусы и признаки права и морали заслуживают пристального сравнительного анализа.
Отличительные особенности данных явлений заключаются в следующем.
1.
Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования.
Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются.
В этом смысле государство является политическим творцом права; правотворчество
его исключительная прерогатива.
Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.
Конечно, процесс
нравообразования идет не только «сверху», но и «снизу», вырастает из народных глубин, обычаев, традиций, юридической практики, прецедентов, но в конечном счете правовые нормы «преподносятся» обществу все же от имени государства как его официального представителя.
По-другому формируется мораль.
Ее нормы создаются не государством непосредственно, и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей.
Для того чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно
согласия властей; достаточно, чтобы она была признана, «санкционирована» самими участниками социального общения – классаИльин И.А.
Порядок или беспорядок? М., 1917.
С.
24.
ми, группами, коллективами, теми людьми, кто намерен ею руководствоваться.
В отличие от права мораль носит неофициальный (негосударственный) характер.

Это вовсе не означает, что государство не оказывает никакого влияния на становление морали.
Такое воздействие оказывается по многим линиям: через право, политику, идеологию, средства массовой информации, всю систему отношений, но прямо оно нравственные нормы не устанавливает.
«Моральные заповеди не могут быть предметом положительного законодательства».
В любом государстве действует только одно, им же создаваемое право, в то время как мораль не является единой и однородной, она дифференцируется в соответствии с классовым, национальным, религиозным, профессиональным и иным делением общества.
Это лишний раз показывает генетическую связь права с государством и отсутствие таковой у морали, хотя и мораль, несмотря на указанную выше социальную дифференциацию, в целом все же соответствует определенному типу общества, государства или формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной и т.д.).
2.
Право и мораль различаются по методам их обеспечения.
Если право создается государством, то оно им и обеспечивается,
охраняется, защищается.
За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает, ибо норма права
не просьба, не совет, не пожелание, а властное требование, веление, предписание, обращенное ко всем членам общества и подкрепляемое в их же интересах возможностью принудить, заставить.
Иными словами, юридические нормы носят общеобязательный, непререкаемый характер.
Отсюда не следует, что каждая отдельно взятая норма относится ко всем.
Речь идет о принципе – о том, что в праве объективно заложен принудительный момент, без которого оно не было бы эффективным регулятором жизнедеятельности людей, атрибутом власти.
Но право утверждается, проводится в жизнь не только и не столько с помощью «карающего меча».
Угроза санкций – потенциальна, на случай конфликта с законом.
Ведь большинство граждан соблюдает правовые нормы добровольно, а не под страхом наказания.
Используются, конечно, и методы убеждения, воспитания, профилактики, дабы побудить субъектов к правопослушанию.
Реализация права – сложный процесс.
По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения.
Наруше* Гегель.
Работы разных лет.
Т.
2.
М., 1973.
С.
37.
ние нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов.
В моральном отношении человек может быть крайне отрицательной личностью, но юридической ответственности он не подлежит, если не совершает никаких противоправных поступков.
Само общество, его коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты.
При этом моральное воздействие может быть не менее действенным, чем

[Back]