Проверяемый текст
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.
[стр. 56]

56 нравственные нормы не имеют такой степени детализации и не предусматривают заблаговременно объявляемый вид ответственности.
Право и мораль различаются по характеру и
порядку ответственности за их нарушение.
Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е.
не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом
он носит процессуальный характер.
Его соблюдение столь же обязательно, как и соблюдение материальных правовых норм.
Человек
наказывается от имени государства, поэтому к юридической ответственности нельзя привлечь в произвольной форме.
Иной характер носит «воздаяние» за нарушение нравственности.
Здесь четкой процедуры нет.

Наказание выражается в том,, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.).
Это
ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми.
Право мораль различаются по уровню требований,и предъявляемых к поведению человека.
Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции.
Например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления.
Мораль не терпит никакого антиобщественного поведения, в чем бы оно ни выражалось, в то время как право наказывает наиболее злостные случаи таких эксцессов.
[стр. 178]

Стр.
178ЧАСТЬ ВТОРАЯ 30.05.2009 02:56:27file://localhost/F:/ЮРИДИЧЕСКАЯ/Matuzov-Malko_-_StateLawTheory_-_Lectures_-_2001_776_HTML/Теория%20государс...
правовое, а иногда и более эффективным.
Последствия же аморального поведения могут быть самыми тяжелыми и непоправимыми.
3.
Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации.
Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей – участников общественной жизни.
Их появление не связано с волей законодателей или других правотворящих лиц.
Моральные нормы и принципы, возникая под влиянием определенных социальных условий в различных слоях и группах общества, распространяются затем на более широкий круг субъектов, становятся устойчивыми правилами и мотивами поведения.
При этом нельзя точно указать ни время, ни причины, ни порядок возникновения тех или иных этических норм, ни сроков их действия.
Возникая постепенно, стихийно, они также незаметно уходят в прошлое, теряют силу.
Но моральные нормы – это не только неписаные заповеди и требования (хотя таких абсолютное большинство).
Многие из них содержатся, например, в программных и уставных документах различных общественных объединений, литературных и религиозных памятниках, исторических летописях, хрониках, манускриптах, запечатлевших правила человеческого бытия.
Некоторые нравственные правила органически вплетаются в статьи и параграфы законов, иных правовых актов, о чем подробно будет сказано ниже.
Тем не менее в отличие от права, которое представляет собой логически стройную и структурированную систему, мораль – относительно свободное, внутренне несистематизированное образование.
4.
Право и мораль различаются по характеру и
способам их воздействия на сознание и поведение людей.
Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей; правомерного – неправомерного, законного – незаконного, наказуемого – ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д.
Иными словами, у них разные оценочные критерии, социальные мерки.
В связи с этим нормы права содержат в себе более или менее подробное описание запрещаемого или разрешаемого действия, точно указывают нужный вариант поведения, отличаются четкостью, формальной определенностью, властностью, как правило, заранее устанавливают санкцию за нарушение данного предписания, тогда как нравственные нормы не имеют такой степени детализации и не предусматривают заблаговременно объявляемый вид ответственности.
5.
Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение.
Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е.
не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом
он носит процессуальный характер.
Его соблюдение столь же обязательно, как и соблюдение материальных правовых норм.
Человек
накалывается от имени государстна, поэтому к юридической ответственности нельзя привлечь в произвольной форме.
Иной характер носит «воздаяние» за нарушение нравственности.
Здесь четкой процедуры нет.

11аказанис выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.).
Это
ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми.
Мораль не располагает тем набором средств принуждения, который имеется у права – заранее продуманная и широко известная система санкций.
6.
Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека.
Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо больше, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции.
Например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления.
Мораль не терпит никакого антиобщественного поведения, в чем бы оно ни выражалось, в то время как право наказывает наиболее злостные случаи таких эксцессов.

[Back]