Проверяемый текст
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.
[стр. 57]

57 Нравственность выверяет поступки людей категорией совести, повелевает блюсти не только закон, но и долг, внутренние побуждения, считаться с мнением окружающих сограждан.
Она более требовательна к поведению индивида.
Право не в состоянии заставить человека быть
всегда и во всем предельно честным, порядочным, правдивым, справедливым, отзывчивым, благородным, идти на самопожертвование, совершать героические поступки и т.д.
Этого законом не предпишешь.
Мораль же призывает и к этому.
Она ориентирует человека не на средний уровень, а на идеал.
«Авторитет нравственных законов бесконечно выше»
(Гегель).
Право и мораль различаются по сферам действия.
Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают.
Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд,
управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.д.
Право не должно переходить свои границы и вторгаться в сферу «свободных и добровольных душевных движений» (И.А.
Ильин).

Вторжение его в эти зоны было бы: во-первых, невозможным в силу неподверженности их внешнему контролю; во-вторых, ненужным и бессмысленным с точки зрения государственных интересов; втретьих, просто
демократичным, антигуманным, «тоталитарным».
Здесь действуют моральные, этические и другие социальные нормы, традиции, привычки, обыкновения.
Нравственность в отличие от права проникает во все поры и ячейки общества, ее оценкам поддаются в
[стр. 179]

Стр.
179ЧАСТЬ ВТОРАЯ 30.05.2009 02:56:27file://localhost/F:/ЮРИДИЧЕСКАЯ/Matuzov-Malko_-_StateLawTheory_-_Lectures_-_2001_776_HTML/Теория%20государс...
Нравственность выверяет поступки людей категорией совести, повелевает блюсти не только закон, но и долг, внутренние побуждения, считаться с мнением окружающих сограждан.
Она более требовательна к поведению индивида.
Право не в состоянии заставить человека быть
нсегда и во всем предельно честным, порядочным, правдивым, справедливым, отзывчивым, благородным, идти на самопожертвование, совершать героические поступки и т.д.
Этого законом не предпишешь.
Мораль же призывает и к этому.
Она ориентирует человека не на средний уровень, а на идеал.
«Авторитет нравственных законов бесконечно выше».

Мораль – оселок, эталон права.
Заметим здесь, что в нашей литературе появились возражения против формулы «право есть минимум нравственности», поскольку она якобы умаляет право, отодвигает его на второй план, делает чем-то второстепенным.
Думается, опасения эти напрасны.
Указанная формула вовсе не ставит право на второе место, не принижает его ценности и роли в обществе, а просто фиксирует тот факт, что право действительно не охватывает и не может охнатить всех требований морали, что оно регулирует более узкий круг общественных отношений и что оценочные критерии нранствснности более строгие.
В.Л Туманов совершенно справедливо подчерки нает, что «за отказ от права приходится рано или поздно платить не только крахом демократии, но также и моральной деградацией, и духовным обнищанием»2 .
Это означает, что «отказываться» ни от права, ни от морали ни в коем случае нельзя.
7.
Право и мораль различаются по сферам действия.
Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают.
Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд,
управлении, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товари-щестно, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия, и т.д.
Право не должно переходить свои границы и вторгаться в сферу «свободных и добровольных душевных движений» (И.А.
Ильин).

Вторжение его в эти зоны было бы, во-первых, невозможным в силу неподверженности их внешнему контролю; во-вторых, ненужным и бессмысленным с точки зрения государственных интересов; в-третьих, просто недемократичным, антигуманным, «тоталитарным».
Здесь действуют моральные, этические и другие социальные нормы, традиции, привычки, обыкновения.
Нравственность в отличие от права проникает во все поры и ячейки общества, ее оценкам поддаются в
принципе все виды и формы взаимоотношений между людьми.
Она «универсальна и вездесуща»! , не знает исключений и поблажек.
* Гс/ель.
Соч.
Т.
6.
М„ 14,4/1.
С.
\К2.
2 См : Учения о прапс // Общая теория Ирана: Курс лекций / Под ред.
В.К.
Бабаева.
Н.
Новгород, 199:).
С.
1 К-19.
3 См.: Лукашева Е.А.
Прано, мораль, личность.
М., 1986.
С.
71.
Однако следует помнить, что сферы действия права и морали не совпадают лишь частично.
В главном же своем объеме они перекрывают друг друга.
Это значит, что решающий круг общественных отношений составляет предмет регулирования как права, так и морали.
Соотношение здесь такое: все, что регулируется правом, регулируется и моралью, но не все, что регулируется моралью, регламентируется правом.
8.
В философском плане различие между правом и моралью состоит в том, что последняя выступает одной из форм общественного сознания (наряду с политикой, идеологией, наукой и искусством и т.д.), в то время как право (если понимать под ним юридические нормы, законы) обычно не рассматривается в этом качестве.
Формой общественного сознания выступает не право, а правосознание, т.е.
взгляды на право.
Законодательство обычно рассматривается как атрибут государства, один из его институтов, инструментов, а не как идеи, суждения, представления, хотя, конечно, они тесно переплетаются, поскольку в законах как раз и воплощаются господствующие в обществе правовые воззрения.
Впрочем, вопрос этот в литературе спорный, его решение зависит от того, как трактуется право – в узком или широком смысле.
9.
Наконец, у права и морали различные исторические судьбы.
Мораль «старше по возрасту», древнее, она всегда существовала и будет существовать в человеческом обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции и в будущем их судьбы также, возможно, разойдутся.
Не в том смысле, что право «отомрет», а в том, что оно будет все более приближаться к нормам морали.
Таковы общие и отличительные черты права и морали.
При этом само собой разумеется, что границы, соединяющие и разъединяющие эти два явления, не остаются статичными, раз навсегда данными.
Они подвижны, изменчивы, смещаются в ту или иную сторону в ходе общественного развития под влиянием происходящих перемен.
То, что в одно время

[Back]