Проверяемый текст
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.
[стр. 60]

60 В процессе осуществления своих функций право и мораль помогают друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойственные им методы.
«Там, где право отказывается давать какиелибо предписания,
писал П.И.
Новгородцев, выступает со своими велениями нравственность; там, где нравственность бывает не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма на помощь ей приходит право со своим внешним принуждением».
Сегодня моральные основы нашего бытия подорваны, процветает не только правовой, но и нравственный нигилизм.
Преодоление этих
явлении важнейшая предпосылка социального и духовного возрождения России.
С нарастанием негативных процессов усиливается и степень непримиримости к ним людей, которые хотели бы видеть юридические
моральные рычаги более действеннымии и результативными в борьбе за оздоровление общества.
Право и мораль плодотворно «сотрудничают» в
сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка, юстиции.
Выражается это в различных формах: при разрешении конкретных дел, анализе всевозможных жизненных
ситуации, противоправных действии, а также личности правонарушителя.
Фактические
обстоятельства многих дел оцениваются с привлечением как юридических, так и нравственных критериев, без которых невозможно правильно определить признаки таких, например, деянии, как хулиганство, клевета, оскорбление, унижение чести и достоинства; понятий цинизма, корысти, стяжательства, «низменных побуждений», выступающих мотивами многих правонарушении.
То же самое относится к делам о выселении за невозможностью совместного проживания, о расторжении брака и решении вопроса о
[стр. 180]

Стр.
180ЧАСТЬ ВТОРАЯ 30.05.2009 02:56:27file://localhost/F:/ЮРИДИЧЕСКАЯ/Matuzov-Malko_-_StateLawTheory_-_Lectures_-_2001_776_HTML/Теория%20государс...
регулируется правом, в другое – может стать объектом лишь морального воздействия и наоборот.
Даже в пределах одного типа общества, но на разных этапах его развития соотношение между правом и нравственностью меняется.
Взаимодействие права и морали.
Из тесной взаимосвязи указанных регуляторов вытекает такое же тесное их социальное и функциональное взаимодействие.
Они поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, формировании у граждан должной юридической и нравственной культуры, правосознания.
Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью.
335 Мораль осуждает совершение правонарушений и особенно преступлений.
В оценке таких деяний право и мораль едины.
«Мораль требует, чтобы прежде всего было соблюдено Право и лишь после того, как оно исчерпано, вступают в действие нравственные определения».
Конечно, истина конкретна, поэтому могут быть такие деяния, по отношению к которым мораль либо индифферентна, либо даже не порицает их, например недоносительство, отказ давать свидетельские показания против родственников и т.д.
Но в принципе право и мораль по абсолютному большинству правонарушений занимают единую позицию.
Всякое противоправное поведение, как правило, является также противонравственным.
Право предписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль.
Во многих статьях ныне действующей Конституции, Декларации прав и свобод человека, других важнейших актах оценки права и морали сливаются.
Это и не удивительно – ведь право, как уже говорилось, основывается на морали.
Оно не может быть безнравственным.
Не случайно право нередко представляют в виде юридически оформленной нравственности, ее норм и принципов.
Такие заповеди христианской морали, как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», , берутся под защиту правом, которое карает за их нарушение.
Как 1 видим, взаимодействие права и морали нередко выражается в прямом тождестве их требований, обращенных к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств.
Еще Цицерон указывал, что законы призваны искоренять пороки и насаждать добродетели.
В процессе осуществления своих функций право и мораль помогают друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойственные им методы.
«Там, где право отказывается давать какие-либо предписания,
выступает со своими велениями нравственность; там, где нравственность бывает не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей приходит право со своим внешним принуждением»2 .
Как видим, они объективно нужны друг другу.
Задача заключается в том, чтобы сделать такое взаимодействие возможно более гибким и глубоким.
Особенно это важно в тех отношениях, где проходят грани между юридически наказуемым и общественно порицаемым, где правовые и нравственные критерии тесно переплетены.
Гегель Работы разных лет.
Т.
2.
М., 1973.
С.
32.
2 Новгородцев П.И.
Право и нравственность // Правоведение.
1995.
№ 6.
С.
113.
Известно, что разного рода криминогенные элементы в ряде случаев пытаются обойти закон или даже прикрыться им, создать видимость правомерной деятельности.
Здесь как раз и призвана в полной мере заявлять о себе мораль, ибо для подобных субъектов самое неприятное – это свет, гласность, моральное разоблачение, бойкот окружающих.
Сегодня моральные основы нашего бытия подорваны, процветает не только правовой, но и нравственный нигилизм.
Преодоление этих
явлений – важнейшая предпосылка социального и духовного возрождения России.
С нарастанием негативных процессов усиливается и степень непримиримости к ним людей, которые хотели бы видеть юридические
и моральные рычаги более действенными и результативными в борьбе за оздоровление общества.
Право и мораль плодотворно «сотрудничают» в
с(()ере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка, юстиции.
Выражается это в различных формах: при разрешении конкретных дел, анализе всевозможных жизненных
ситуаций, противоправных действии, а также личности правонарушителя.
Фактические
обсгоятсльства многих дел оцениваются с привлечением как юридических, так и нравственных критериев, без которых невозможно правильно определить признаки таких, например, деяний, как хулиганство, клевета, оскорбление, унижение чести и достоинства, понятий цинизма, корысти, стяжательства, «низменных побуждений», выступающих мотивами многих правонарушени и.
То же самое относится к делам о выселении за невозможностью совместного проживания, о расторжении брака и решении вопроса о
детях, трудовых спорах.
Во всех этих случаях

[Back]