Проверяемый текст
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.
[стр. 61]

61 детях, трудовых спорах.
Во всех этих случаях требуется не только правовая, но и моральная характеристика субъектов и самих этих конфликтов.
«Правосудие,
писал выдающийся русский юрист А.Ф.
Кони, не может быть отрешено от справедливости, а последняя состоит вовсе не в одном правомерном применении карательных санкций.
Судебный деятель всем своим образом действий относительно людей, к деяниям которых он призван приложить свой ум, труд и власть, должен стремиться к осуществлению нравственного закона».
Римские юристы называли право искусством добра и справедливости, а себя жрецами.

Правовые нормы служат и должны служить проводниками морали, закреплять и защищать нравственные устои общества.
И эффективность права во многом зависит от того, насколько полно, адекватно оно выражает эти требования.
Сила законов во сто крат увеличивается,
если они опираются не только на власть (особый мораль морали других социальных норм, в немалой степени зависит от четко функционирующей юридической системы.
Противоречия между правом и моралью.
Тесное взаимодействие норм права и морали не означает, что процесс этот ровный, гладкий, бесконфликтный.
Между ними могут возникать и довольно часто возникают острые противоречия, коллизии, расхождения.
Нравственные и правовые требования не всегда и не во всем согласуются, а нередко прямо противостоят друг другу.
Эти нестыковки, противоречия имеют как социальное, так и диалектическое происхождение.

Следует сказать, что оптимальное совмещение этического и юридического всегда было трудноразрешимой проблемой во всех
[стр. 181]

Стр.
181ЧАСТЬ ВТОРАЯ 30.05.2009 02:56:27file://localhost/F:/ЮРИДИЧЕСКАЯ/Matuzov-Malko_-_StateLawTheory_-_Lectures_-_2001_776_HTML/Теория%20государс...
требуется не только правовая, но и моральная характеристика субъектов и самих этих конфликтов.
«Правосудие,
– писал выдающийся русский юрист Д.Ф.
Кони, – не может быть отрешено от справедливости, а последняя состоит вовсе не в одном правомерном применении карательных санкций.
Судебный деятель всем своим образом действий относительно людей, к деяниям которых он призван приложить свой ум, труд и власть, должен стремиться к осуществлению нравственного закона».
Римские юристы называли право искусством добра и справедливости, а себя жрецами.

Нельзя нарушить государственный закон, не нарушая морали.
Поэтому при разрешении любого дела на судейском столе помимо правового незримо «лежит» и нравственный кодекс.
И они не только не исключают, а предполагают и дополняют друг друга.
В принципе праАотйАФ.Собр.соч.Т.4.М.,1967.С.51.
1 повой кодекс должен основываться на моральном.
И.А.
Ильин отмечал, что когда человек имеет дело с нормами, выражающими правовое и нравственное сознание человека, то он получает возможность повино-наться им не только за страх, но и за совесть.
Правовые нормы служат и должны служить проводниками морали, закреплять и защищать нравственные устои общества.
И эффективность права во многом зависит от того, насколько полно, адекватно оно выражает эти требования.
Сила законов во сто крат увеличивается,
гели они опираются не только на власть (особый аппарат), но и на мораль.
В свою очередь, действие морали, как и других социальных норм, в немалой степени зависит от четко функционирующей юридической системы.
Ведь все эти регуляторы составляют единое нормативное поле.
В.С.
Соловьев определял право как «принудительное требо-пание осуществления минимального добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла».
Противоречия между правом и моралью.
Тесное взаимодействие норм права и морали не означает, что процесс этот ровный, гладкий, бесконфликтный.
Между ними могут возникать и довольно часто возникают острые противоречия, коллизии, расхождения.
Нравственные и правовые требования не всегда и не во всем согласуются, а нередко прямо противостоят друг другу.
Эти нестыковки, противоречия имеют как социальное, так и диалектическое происхождение,
вытекают из действия закона единства и борьбы противоположностей.
, Следует сказать, что оптимальное совмещение этического и юридического всегда было трудноразрешимой проблемой во всех
правовых системах.
И, как показывает опыт, идеальной гармонии здесь обычно достичь не удастся – противоречия неизбежно сохраняются, возникают новые, усугубляются старые.
Их можно в какой-то мере сгладить, ослабить, уменьшить, но не снять полностью.
Разумеется, отдельные из них можно волевым порядком устранить, другие – не допустить, но в целом как объективное явление они остаются.
Вообще, вершин нравственности еще ни одному обществу достичь не удавалось, равно как и право никогда не выражало всей полноты моральных императивов.
Отсюда – «недоразумения» между данными феноменами.
При этом бывают коллизии поверхностные и глубинные, устойчивые.
Не следует смотреть на них во всех случаях как па какое-то «зло», с которым необходимо непременно «бороться».
Причины противоречий между правом и моралью заключаются уже к их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, различные 1 Соловьев Н.С.
Оправдание добра.
11раистпс111ая философия Собр соч : В 2 т.
М., 1988 Т.1.С.14.
подходы, критерии при оценке поведения субъектов.
Имеет значение неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоев, групп, классов.
Расхождения между правом и моралью вызываются сложностью и противоречивостью самой жизни, бесконечным разнообразием возникающих в ней ситуаций, появлением новых тенденций в общественном развитии, неодинаковым уровнем нравственного и правового сознания людей, изменчивостью социальных условий и т.д.
Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно отстает от течения жизни, к тому же, в нем самом немало коллизий.
Даже самое совершенное законодательство содержит пробель?, недостатки.
Мораль же более подвижна, динамична, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения.
Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают элементы гибкости, стихийности.
Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.
Право и мораль не антиподы, а «соперники», они по-разному оценивают одни и те же факты, между ними тонкие грани и пзаимоперехо-ды.
На этой почве нередко происходят «лобовые столкновения», так как мораль требует от человека гораздо большего, чем право, судит

[Back]