Проверяемый текст
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.
[стр. 62]

62 правовых системах.
И, как показывает опыт, идеальной гармонии здесь обычно достичь не
удается противоречия неизбежно сохраняются, возникают новые, усугубляются старые.
Их можно в какой-то мере сгладить, ослабить, уменьшить, но не снять полностью.
Разумеется, отдельные из них можно волевым порядком устранить, другие
не допустить, но в целом как объективное явление они остаются.
Вообще, вершин нравственности еще ни одному обществу достичь не удавалось, равно как и право никогда не выражало всей полноты моральных императивов.
Отсюда
«недоразумения» между данными феноменами.
При этом бывают коллизии поверхностные и
глуоинные, устойчивые, не следует смотреть на них во всех случаях как на какое-то «зло», с которым необходимо непременно «бороться».
Причины противоречий между правом и моралью заключаются уже
в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов.
Имеет значение неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоев, групп, классов.
Расхождения между правом и моралью вызываются сложностью и противоречивостью самой жизни, бесконечным разнообразием возникающих в ней
ситуации, появлением новых тенденции в общественном развитии, неодинаковым уровнем нравственного и правового сознания людей, изменчивостью социальных условии и т.д.
Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно отстает от течения жизни, к тому же в нем самом немало коллизий.
Даже самое совершенное законодательство содержит пробелы, недостатки.
Мораль же более подвижна, динамична, активнее и
[стр. 181]

Стр.
181ЧАСТЬ ВТОРАЯ 30.05.2009 02:56:27file://localhost/F:/ЮРИДИЧЕСКАЯ/Matuzov-Malko_-_StateLawTheory_-_Lectures_-_2001_776_HTML/Теория%20государс...
требуется не только правовая, но и моральная характеристика субъектов и самих этих конфликтов.
«Правосудие, – писал выдающийся русский юрист Д.Ф.
Кони, – не может быть отрешено от справедливости, а последняя состоит вовсе не в одном правомерном применении карательных санкций.
Судебный деятель всем своим образом действий относительно людей, к деяниям которых он призван приложить свой ум, труд и власть, должен стремиться к осуществлению нравственного закона».
Римские юристы называли право искусством добра и справедливости, а себя жрецами.
Нельзя нарушить государственный закон, не нарушая морали.
Поэтому при разрешении любого дела на судейском столе помимо правового незримо «лежит» и нравственный кодекс.
И они не только не исключают, а предполагают и дополняют друг друга.
В принципе праАотйАФ.Собр.соч.Т.4.М.,1967.С.51.
1 повой кодекс должен основываться на моральном.
И.А.
Ильин отмечал, что когда человек имеет дело с нормами, выражающими правовое и нравственное сознание человека, то он получает возможность повино-наться им не только за страх, но и за совесть.
Правовые нормы служат и должны служить проводниками морали, закреплять и защищать нравственные устои общества.
И эффективность права во многом зависит от того, насколько полно, адекватно оно выражает эти требования.
Сила законов во сто крат увеличивается, гели они опираются не только на власть (особый аппарат), но и на мораль.
В свою очередь, действие морали, как и других социальных норм, в немалой степени зависит от четко функционирующей юридической системы.
Ведь все эти регуляторы составляют единое нормативное поле.
В.С.
Соловьев определял право как «принудительное требо-пание осуществления минимального добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла».
Противоречия между правом и моралью.
Тесное взаимодействие норм права и морали не означает, что процесс этот ровный, гладкий, бесконфликтный.
Между ними могут возникать и довольно часто возникают острые противоречия, коллизии, расхождения.
Нравственные и правовые требования не всегда и не во всем согласуются, а нередко прямо противостоят друг другу.
Эти нестыковки, противоречия имеют как социальное, так и диалектическое происхождение, вытекают из действия закона единства и борьбы противоположностей.
, Следует сказать, что оптимальное совмещение этического и юридического всегда было трудноразрешимой проблемой во всех правовых системах.
И, как показывает опыт, идеальной гармонии здесь обычно достичь не
удастся – противоречия неизбежно сохраняются, возникают новые, усугубляются старые.
Их можно в какой-то мере сгладить, ослабить, уменьшить, но не снять полностью.
Разумеется, отдельные из них можно волевым порядком устранить, другие
не допустить, но в целом как объективное явление они остаются.
Вообще, вершин нравственности еще ни одному обществу достичь не удавалось, равно как и право никогда не выражало всей полноты моральных императивов.
Отсюда
«недоразумения» между данными феноменами.
При этом бывают коллизии поверхностные и
глубинные, устойчивые.
Не следует смотреть на них во всех случаях как
па какое-то «зло», с которым необходимо непременно «бороться».
Причины противоречий между правом и моралью заключаются уже
к их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, различные 1 Соловьев Н.С.
Оправдание добра.
11раистпс111ая философия Собр соч : В 2 т.
М., 1988 Т.1.С.14.
подходы, критерии при оценке поведения субъектов.
Имеет значение неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоев, групп, классов.
Расхождения между правом и моралью вызываются сложностью и противоречивостью самой жизни, бесконечным разнообразием возникающих в ней
ситуаций, появлением новых тенденций в общественном развитии, неодинаковым уровнем нравственного и правового сознания людей, изменчивостью социальных условий и т.д.
Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно отстает от течения жизни, к тому же, в нем самом немало коллизий.
Даже самое совершенное законодательство содержит пробель?, недостатки.
Мораль же более подвижна, динамична, активнее и
эластичнее реагирует на происходящие изменения.
Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают элементы гибкости, стихийности.
Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.
Право и мораль не антиподы, а «соперники», они по-разному оценивают одни и те же факты, между ними тонкие грани и пзаимоперехо-ды.
На этой почве нередко происходят «лобовые столкновения», так как мораль требует от человека гораздо большего, чем право, судит

[Back]