Проверяемый текст
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.
[стр. 63]

63 эластичнее реагирует на происходящие изменения.
Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают элементы гибкости, стихийности.
Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.
Право и мораль не антиподы, а «соперники», они по-разному оценивают одни и те же факты, между ними тонкие грани и
взаимопереходы.
На этой почве нередко происходят «лобовые столкновения», так как мораль требует от человека гораздо большего, чем право, судит
строже.
«Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что моралью осуждается»,
писал Гегель.
В этом легко убедиться на простых житейских примерах.

Известно, что фактический (незарегистрированный) брак не влечет никаких юридических последствий, и отец ребенка, родившегося в таком браке, не обязан по закону платить алименты, оказывать материальную помощь.
По закону
да, а по совести, по морали? Например, восемнадцатилетняя девушка, выйдя замуж, потребовала выделения своей доли из общей жилплощади, на которой проживали отец, мать и старший брат.
Несмотря на уговоры и категорические возражения родителей против дележа (размена) квартиры, она твердила одно: я имею право.
Никакие моральные соображения, возмущение соседей, знакомых ее не смущали.

Статья 229 ГК РФ (ч.
2) гласит: «Нашедший вещь вправе потребовать от лица, управомоченного на получение вещи, вознаграждение за находку в размере до двадцати процентов стоимости вещи».
Однако абсолютное большинство граждан не претендуют на эти законные проценты.
Интересно, почему? Очевидно, останавливают чисто человеческие, моральные нормы.
И это также противоречие.
[стр. 181]

Стр.
181ЧАСТЬ ВТОРАЯ 30.05.2009 02:56:27file://localhost/F:/ЮРИДИЧЕСКАЯ/Matuzov-Malko_-_StateLawTheory_-_Lectures_-_2001_776_HTML/Теория%20государс...
требуется не только правовая, но и моральная характеристика субъектов и самих этих конфликтов.
«Правосудие, – писал выдающийся русский юрист Д.Ф.
Кони, – не может быть отрешено от справедливости, а последняя состоит вовсе не в одном правомерном применении карательных санкций.
Судебный деятель всем своим образом действий относительно людей, к деяниям которых он призван приложить свой ум, труд и власть, должен стремиться к осуществлению нравственного закона».
Римские юристы называли право искусством добра и справедливости, а себя жрецами.
Нельзя нарушить государственный закон, не нарушая морали.
Поэтому при разрешении любого дела на судейском столе помимо правового незримо «лежит» и нравственный кодекс.
И они не только не исключают, а предполагают и дополняют друг друга.
В принципе праАотйАФ.Собр.соч.Т.4.М.,1967.С.51.
1 повой кодекс должен основываться на моральном.
И.А.
Ильин отмечал, что когда человек имеет дело с нормами, выражающими правовое и нравственное сознание человека, то он получает возможность повино-наться им не только за страх, но и за совесть.
Правовые нормы служат и должны служить проводниками морали, закреплять и защищать нравственные устои общества.
И эффективность права во многом зависит от того, насколько полно, адекватно оно выражает эти требования.
Сила законов во сто крат увеличивается, гели они опираются не только на власть (особый аппарат), но и на мораль.
В свою очередь, действие морали, как и других социальных норм, в немалой степени зависит от четко функционирующей юридической системы.
Ведь все эти регуляторы составляют единое нормативное поле.
В.С.
Соловьев определял право как «принудительное требо-пание осуществления минимального добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла».
Противоречия между правом и моралью.
Тесное взаимодействие норм права и морали не означает, что процесс этот ровный, гладкий, бесконфликтный.
Между ними могут возникать и довольно часто возникают острые противоречия, коллизии, расхождения.
Нравственные и правовые требования не всегда и не во всем согласуются, а нередко прямо противостоят друг другу.
Эти нестыковки, противоречия имеют как социальное, так и диалектическое происхождение, вытекают из действия закона единства и борьбы противоположностей.
, Следует сказать, что оптимальное совмещение этического и юридического всегда было трудноразрешимой проблемой во всех правовых системах.
И, как показывает опыт, идеальной гармонии здесь обычно достичь не удастся – противоречия неизбежно сохраняются, возникают новые, усугубляются старые.
Их можно в какой-то мере сгладить, ослабить, уменьшить, но не снять полностью.
Разумеется, отдельные из них можно волевым порядком устранить, другие – не допустить, но в целом как объективное явление они остаются.
Вообще, вершин нравственности еще ни одному обществу достичь не удавалось, равно как и право никогда не выражало всей полноты моральных императивов.
Отсюда – «недоразумения» между данными феноменами.
При этом бывают коллизии поверхностные и глубинные, устойчивые.
Не следует смотреть на них во всех случаях как па какое-то «зло», с которым необходимо непременно «бороться».
Причины противоречий между правом и моралью заключаются уже к их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, различные 1 Соловьев Н.С.
Оправдание добра.
11раистпс111ая философия Собр соч : В 2 т.
М., 1988 Т.1.С.14.
подходы, критерии при оценке поведения субъектов.
Имеет значение неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоев, групп, классов.
Расхождения между правом и моралью вызываются сложностью и противоречивостью самой жизни, бесконечным разнообразием возникающих в ней ситуаций, появлением новых тенденций в общественном развитии, неодинаковым уровнем нравственного и правового сознания людей, изменчивостью социальных условий и т.д.
Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно отстает от течения жизни, к тому же, в нем самом немало коллизий.
Даже самое совершенное законодательство содержит пробель?, недостатки.
Мораль же более подвижна, динамична, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения.
Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают элементы гибкости, стихийности.
Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.
Право и мораль не антиподы, а «соперники», они по-разному оценивают одни и те же факты, между ними тонкие грани и
пзаимоперехо-ды.
На этой почве нередко происходят «лобовые столкновения», так как мораль требует от человека гораздо большего, чем право, судит


[стр.,182]

Стр.
182ЧАСТЬ ВТОРАЯ 30.05.2009 02:56:27file://localhost/F:/ЮРИДИЧЕСКАЯ/Matuzov-Malko_-_StateLawTheory_-_Lectures_-_2001_776_HTML/Теория%20государс...
строже.
«Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что моралью осуждается».

В этом легко убедиться на простых житейских примерах.

Первая ситуация.
Известно, что фактический (незарегистрированный) брак не влечет никаких юридических последствий, и отец ребенка, родившегося в таком браке, не обязан по закону платить алименты, оказывать материальную помощь.
По закону
– да, а по совести, по морали? Вторая ситуация.
Восемнадцатилетняя девушка, выйдя замуж, потребовала выделения своей доли из общей жилплощади, на которой проживали отец, мать и старший брат.
Несмотря на уговоры и категорические возражения родителей против дележа (размена) квартиры, она твердила одно: я имею право.
Никакие моральные соображения, возмущение соседей, знакомых ее не смущали.

Третья ситуация.
Молодые матери, не желая воспитывать своих детей, оставляют их в роддоме.
В «отказных расписках» они пишут, что не будут иметь претензий к будущим их усыновителям.
Законом это не запрещено, право молчит, а нравственное чувство оскорбляется, эти мамы ощущают на себе мощный моральный прессинг.
Правда, в последнее время участились случаи оставления детей в родильных домах Гегель.
Работы разных лет.
Т.
2.
М., 1973.
С.
32.
Из-за нужды, материальных затруднений, что в какой-то мере оправдывает их и морально.
Например, только в одной Тюмени и только за 1997 г.
отказались от своих новорожденых 42 матери, заявив, что у них нет средств на содержание детей.
Надо полагать, Тюмень – не исключение.
В более крупных городах соответственно и цифры будут более высокими.
Так же неоднозначно оцениваются правом и моралью, например, аборты (искусственное прерывание беременности), супружеская неверность или, скажем, бесконечное заключение и расторжение одним и тем же лицом брака, разные формы «комбинаторства», «умения жить» и т.д.
Подобных морально-правовых дилемм и коллизий в жизни немало.
По некоторым из перечисленных примеров законодатель несколько раз менял свою позицию.
Кроме того, бывают просто недемократические, антигуманные законы.
Например, в советском Уголовном кодексе были статьи, фактичес, ки поощрявшие доносительство и требовавшие от свидетелей давать изобличающие показания против родителей и близких родственников.
В период сталинщины вообще действовало репрессивное законодательство, нарушавшее элементарные права человека.
История знает жестокие, бесчеловечные, фашистские законы, не укладывающиеся в рамки морали.
Недопустима с моральной точки зрения смертная казнь.
Тем не менее во многих странах мира она существует, и с этим в силу необходимости приходится считаться.
Более того, по данным многочисленных социологических опросов, примерно 70-80% населения выступают за ее сохранение по наиболее тяжким видам преступлений.
Таково пока правосознание большинства людей.
Россия в этом отношении не исключение.
Вообще же, смертная казнь – сложная социальная, этическая и юридическая проблема, требующая отдельного разговора.
1 Хотя в основе права лежит мораль, это вовсе не значит, что право механически закрепляет все веления морали, независимо от их сути и принадлежности.
Мораль неоднородна, отражает устремления различных социальных групп, слоев, классов, в ней могут противоборствовать взаимоисключающие взгляды.
Ф.
Энгельс писал: «Представления людей о добре и зле так менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили друг другу».
В идеале все нормы права должны основываться на нормах морали, как бы воспроизводить их на языке законов, но так бывает далеко не всегда.
Мораль, как правило, «шагает впереди», но иногда и юридические установления служат для морали ориентиром и могут оказывать на нее Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.
Т.
20.
С.
94.
опережающее воздействие.
«Именно через право, к примеру, шел процесс преодоления кровной мести – одного из непреложных постулатов морали прежних времен».
Да и сейчас этот обычай кое-где еще сохранился, и право ведет с ним борьбу, как и вообще против всех старых пережитков, которые никак не могут питать право.
Напротив, право должно всячески вытеснять эти рудименты.
Однако отдельные подобные примеры не могут поколебать общего принципа о том, что в основе права лежит мораль, а не наоборот.
Другое дело – противоречия между ними.
И при столкновении права и морали предпочтение должно отдаваться все же моральным требованиям кай более высоким.

[Back]