Проверяемый текст
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.
[стр. 64]

64 Кроме того, бывают просто недемократические, антигуманные законы.
Например, в советском Уголовном кодексе были статьи, фактически поощрявшие доносительство и требовавшие от свидетелей давать изобличающие показания против родителей и близких родственников
период сталинщины вообще действовалоВ репрессивное законодательство, нарушавшее элементарные права человека.
История знает жестокие, бесчеловечные, фашистские законы, не укладывающиеся в рамки
нравственности.
Хотя в основе права лежит мораль, это вовсе не значит, что право механически закрепляет все веления морали, независимо от их сути и принадлежности.
Мораль неоднородна, отражает устремления различных социальных групп слоев, классов,
ней могутв противоборствовать взаимоисключающие взгляды.
Ф.
Энгельс писал: «Представления людей о добре и зле так менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили друг другу».
В идеале все нормы права должны основываться на нормах морали, как бы воспроизводить их на языке законов, но так бывает далеко не всегда.
Мораль, как правило, «шагает впереди», но иногда и юридические установления служат для морали ориентиром и могут оказывать на нее
опережающее воздействие.
Создаются ситуации, когда закон нечто разрешает, а мораль запрещает, и наоборот, закон запрещает, а мораль разрешает.
Отсутствие же согласия и «взаимопонимания» между ними сказывается в конечном счете на регулятивных и воспитательных возможностях обоих этих средств.
Требуется корректировка соответствующих норм, гармонизация нравственного и правового сознания.
Иногда жизненные коллизии ставят суды в затруднительное положение.
[стр. 182]

Стр.
182ЧАСТЬ ВТОРАЯ 30.05.2009 02:56:27file://localhost/F:/ЮРИДИЧЕСКАЯ/Matuzov-Malko_-_StateLawTheory_-_Lectures_-_2001_776_HTML/Теория%20государс...
строже.
«Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что моралью осуждается».
В этом легко убедиться на простых житейских примерах.
Первая ситуация.
Известно, что фактический (незарегистрированный) брак не влечет никаких юридических последствий, и отец ребенка, родившегося в таком браке, не обязан по закону платить алименты, оказывать материальную помощь.
По закону – да, а по совести, по морали? Вторая ситуация.
Восемнадцатилетняя девушка, выйдя замуж, потребовала выделения своей доли из общей жилплощади, на которой проживали отец, мать и старший брат.
Несмотря на уговоры и категорические возражения родителей против дележа (размена) квартиры, она твердила одно: я имею право.
Никакие моральные соображения, возмущение соседей, знакомых ее не смущали.
Третья ситуация.
Молодые матери, не желая воспитывать своих детей, оставляют их в роддоме.
В «отказных расписках» они пишут, что не будут иметь претензий к будущим их усыновителям.
Законом это не запрещено, право молчит, а нравственное чувство оскорбляется, эти мамы ощущают на себе мощный моральный прессинг.
Правда, в последнее время участились случаи оставления детей в родильных домах Гегель.
Работы разных лет.
Т.
2.
М., 1973.
С.
32.
Из-за нужды, материальных затруднений, что в какой-то мере оправдывает их и морально.
Например, только в одной Тюмени и только за 1997 г.
отказались от своих новорожденых 42 матери, заявив, что у них нет средств на содержание детей.
Надо полагать, Тюмень – не исключение.
В более крупных городах соответственно и цифры будут более высокими.
Так же неоднозначно оцениваются правом и моралью, например, аборты (искусственное прерывание беременности), супружеская неверность или, скажем, бесконечное заключение и расторжение одним и тем же лицом брака, разные формы «комбинаторства», «умения жить» и т.д.
Подобных морально-правовых дилемм и коллизий в жизни немало.
По некоторым из перечисленных примеров законодатель несколько раз менял свою позицию.
Кроме того, бывают просто недемократические, антигуманные законы.
Например, в советском Уголовном кодексе были статьи, фактичес, ки поощрявшие доносительство и требовавшие от свидетелей давать изобличающие показания против родителей и близких родственников.

В период сталинщины вообще действовало репрессивное законодательство, нарушавшее элементарные права человека.
История знает жестокие, бесчеловечные, фашистские законы, не укладывающиеся в рамки
морали.
Недопустима с моральной точки зрения смертная казнь.
Тем не менее во многих странах мира она существует, и с этим в силу необходимости приходится считаться.
Более того, по данным многочисленных социологических опросов, примерно 70-80% населения выступают за ее сохранение по наиболее тяжким видам преступлений.
Таково пока правосознание большинства людей.
Россия в этом отношении не исключение.
Вообще же, смертная казнь – сложная социальная, этическая и юридическая проблема, требующая отдельного разговора.
1 Хотя в основе права лежит мораль, это вовсе не значит, что право механически закрепляет все веления морали, независимо от их сути и принадлежности.
Мораль неоднородна, отражает устремления различных социальных групп, слоев, классов,
в ней могут противоборствовать взаимоисключающие взгляды.
Ф.
Энгельс писал: «Представления людей о добре и зле так менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили друг другу».
В идеале все нормы права должны основываться на нормах морали, как бы воспроизводить их на языке законов, но так бывает далеко не всегда.
Мораль, как правило, «шагает впереди», но иногда и юридические установления служат для морали ориентиром и могут оказывать на нее
Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.
Т.
20.
С.
94.
опережающее воздействие.
«Именно через право, к примеру, шел процесс преодоления кровной мести – одного из непреложных постулатов морали прежних времен».
Да и сейчас этот обычай кое-где еще сохранился, и право ведет с ним борьбу, как и вообще против всех старых пережитков, которые никак не могут питать право.
Напротив, право должно всячески вытеснять эти рудименты.
Однако отдельные подобные примеры не могут поколебать общего принципа о том, что в основе права лежит мораль, а не наоборот.
Другое дело – противоречия между ними.
И при столкновении права и морали предпочтение должно отдаваться все же моральным требованиям кай более высоким.


[стр.,183]

Стр.
183ЧАСТЬ ВТОРАЯ 30.05.2009 02:56:27file://localhost/F:/ЮРИДИЧЕСКАЯ/Matuzov-Malko_-_StateLawTheory_-_Lectures_-_2001_776_HTML/Теория%20государс...
Нередко создаются ситуации, когда закон нечто разрешает, а мораль запрещает, и наоборот, закон запрещает, а мораль разрешает.
Отсутствие же согласия и «взаимопонимания» между ними сказывается в конечном счете на регулятивных и воспитательных возможностях обоих этих средств.
Требуется корректировка соответствующих норм, гармонизация нравственного и правового сознания.
Иногда жизненные коллизии ставят суды в затруднительное положение.

В нашей печати приводился факт, когда молодой человек, инженер по образованию, предъявил иск о возмещении материального ущерба, причиненного ему в результате пожара, возникшего по вине малолетнего ребенка в доме, где он снимал комнату.
Ребенок и все имущество при пожаре погибли.
Несчастье и большое горе владельца дома нисколько не смутили его.
В исковом заявлении он скрупулезно перечислял все свои вещи, вплоть до галстуков и носков.
При этом общая сумма иска по тем временам (70-е гг.) была незначительной.
Ясно, что такое поведение этого гражданина в данной конкретной ситуации не могло получить одобрения со стороны общественного мнения и морали, хотя оно и является с точки зрения закона правомерным.
Позиции права и нравственности в оценке возникшего конфликта разошлись.
Формально суд может удовлетворить иск, но мораль будет не на его стороне.
Впрочем, найдутся и такие, кто вполне согласится с подобным решением.
В этом и заключается противоречие между нравственным и правовым сознанием.
Поэтому не всегда верно утверждение, что, раз по закону, по праву, то, значит, и «по совести», по морали, как и наоборот.
В жизни все гораздо сложнее.
Нередко человек судит себя сам, взвешивает на весах справедливости свои поступки.
Приведем еще один характерный случай.
Он и она, не зарегистрировав брак, прожили вместе, одной семьей, 5 лет.
С первых дней она, чтобы доказать свое доверие к нему, ежемесячно вносила на его сберАлексеев С.С.
Теория права.
М„ 1994.
С.
69.
книжку часть своей зарплаты.
То же самое делал и он.
Потом, не сойдясь характерами, разошлись.
И вот он рассуждает: «Когда перед этим я задумывался о необходимости разойтись, я не знал, как должен поступить с деньгами, скопившимися на книжке.
Но наконец понял, что ничего предосудительного не совершу, если оставлю все деньги себе.
Так я и сделал.
Но почемуто мои сослуживцы и знакомые порицают меня, заявляя, что я совершил подлость».
Таким образом, «фактический» супруг, попросту говоря, обобрал «фактическую» супругу, не переступая при этом грани закона, но попал под жесткий моральный бойкот.
Множество острейших коллизий между правом и моралью возникает вокруг дележа наследства после смерти родственников.
Существует и проблема морального злоупотребления правом.
Например, в свое время были весьма распространены случаи (да и сейчас еще сохранились), когда владельцы старых, подлежащих сносу домов «дарили» часть этих строений своим родственникам, зная, что государство обязано затем предоставить жилплощадь каждому жильцу сносимого владения.
Или такая форма обмана: супружеская чета, прожив вместе 30 лет, вдруг затевает «развод».
При этом с отцом остается взрослая дочь, а с матерью – взрослый сын.
«Разводники» понимают, что в этом случае каждому положена отдельная комната.
В результате вместо двух комнат получали четыре.
В условиях кризисного состояния российского общества противоречия между правом и моралью крайне обострились.
Резко понизился ! порог нравственных требований, предъявляемых к личности.
«Первоначальное накопление капитала», «черный бизнес», безудержная погоня за наживой, легализация многих сомнительных форм обогащения сильно подорвали моральные устои.
Изменились социальные и духовные ценности, критерии престижа индивида.
«Героями нашего времени», как правило, становятся ловкие, нахрапистые дельцы, люди, «умеющие жить».
Мораль их уже и не особенно осуждает, а скорее оправдывает.
Этим даже бравируют.
Обесценен честный труд.
«Простых работяг» массовое сознание не поддерживает, а «жалеет» как не приспособившихся к новым реалиям.
Мораль стала более терпима и снисходительна к разного рода ловкачеству, жульничеству, противоправным действиям.
Наблюдается общее падение нравов, культуры, совестливости.
Возросло число людей с низменными страстями и помыслами.
Честный человек – не авторитет, а предмет насмешек, глумления, бал правит нравственный беспредел.
Современное состояние морали в российском обществе наиболее полно и адекватно охарактеризовал (пожалуй, впервые за последние

[Back]