Проверяемый текст
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.
[стр. 66]

66 на сберкнижке.
Но наконец понял, что ничего предосудительного не совершу, если оставлю все деньги себе.
Так я и сделал.
Но почему-то мои сослуживцы и знакомые порицают меня, заявляя, что я совершил подлость».
Таким образом, «фактический» супруг, попросту говоря, обобрал «фактическую» супругу, не переступая при этом грани закона, но попал под жесткий моральный бойкот.
Множество острейших коллизий между правом и моралью возникает вокруг дележа наследства после смерти родственников.

В условиях кризисного состояния российского общества противоречия между правом и моралью крайне обострились.
Резко понизился
порог нравственных требований, предъявляемых к личности.
«Первоначальное накопление капитала», «черный бизнес», безудержная погоня за наживой, легализация многих сомнительных форм обогащения сильно подорвали моральные устои.

Что касается соотношения правовых предписаний с иными социальными нормами, то право отличается от них в основном теми же признаками, что и от моральных.
Соотношению права и морали было уделено сравнительно большее внимание потому, что это
два наиболее важных и распространенных регулятора общественных отношений, с которыми люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни.
С указанными регуляторами непосредственно и прежде всего связана юридическая наука.
Однако необходимо кратко остановиться и на взаимодействии права с другими социальными нормами, выяснить специфику и роль последних.
Соотношение права и
обычая основывается на том, что обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон
[стр. 183]

Стр.
183ЧАСТЬ ВТОРАЯ 30.05.2009 02:56:27file://localhost/F:/ЮРИДИЧЕСКАЯ/Matuzov-Malko_-_StateLawTheory_-_Lectures_-_2001_776_HTML/Теория%20государс...
Нередко создаются ситуации, когда закон нечто разрешает, а мораль запрещает, и наоборот, закон запрещает, а мораль разрешает.
Отсутствие же согласия и «взаимопонимания» между ними сказывается в конечном счете на регулятивных и воспитательных возможностях обоих этих средств.
Требуется корректировка соответствующих норм, гармонизация нравственного и правового сознания.
Иногда жизненные коллизии ставят суды в затруднительное положение.
В нашей печати приводился факт, когда молодой человек, инженер по образованию, предъявил иск о возмещении материального ущерба, причиненного ему в результате пожара, возникшего по вине малолетнего ребенка в доме, где он снимал комнату.
Ребенок и все имущество при пожаре погибли.
Несчастье и большое горе владельца дома нисколько не смутили его.
В исковом заявлении он скрупулезно перечислял все свои вещи, вплоть до галстуков и носков.
При этом общая сумма иска по тем временам (70-е гг.) была незначительной.
Ясно, что такое поведение этого гражданина в данной конкретной ситуации не могло получить одобрения со стороны общественного мнения и морали, хотя оно и является с точки зрения закона правомерным.
Позиции права и нравственности в оценке возникшего конфликта разошлись.
Формально суд может удовлетворить иск, но мораль будет не на его стороне.
Впрочем, найдутся и такие, кто вполне согласится с подобным решением.
В этом и заключается противоречие между нравственным и правовым сознанием.
Поэтому не всегда верно утверждение, что, раз по закону, по праву, то, значит, и «по совести», по морали, как и наоборот.
В жизни все гораздо сложнее.
Нередко человек судит себя сам, взвешивает на весах справедливости свои поступки.
Приведем еще один характерный случай.
Он и она, не зарегистрировав брак, прожили вместе, одной семьей, 5 лет.
С первых дней она, чтобы доказать свое доверие к нему, ежемесячно вносила на его сберАлексеев С.С.
Теория права.
М„ 1994.
С.
69.
книжку часть своей зарплаты.
То же самое делал и он.
Потом, не сойдясь характерами, разошлись.
И вот он рассуждает: «Когда перед этим я задумывался о необходимости разойтись, я не знал, как должен поступить с деньгами, скопившимися на книжке.
Но наконец понял, что ничего предосудительного не совершу, если оставлю все деньги себе.
Так я и сделал.
Но почемуто мои сослуживцы и знакомые порицают меня, заявляя, что я совершил подлость».
Таким образом, «фактический» супруг, попросту говоря, обобрал «фактическую» супругу, не переступая при этом грани закона, но попал под жесткий моральный бойкот.
Множество острейших коллизий между правом и моралью возникает вокруг дележа наследства после смерти родственников.

Существует и проблема морального злоупотребления правом.
Например, в свое время были весьма распространены случаи (да и сейчас еще сохранились), когда владельцы старых, подлежащих сносу домов «дарили» часть этих строений своим родственникам, зная, что государство обязано затем предоставить жилплощадь каждому жильцу сносимого владения.
Или такая форма обмана: супружеская чета, прожив вместе 30 лет, вдруг затевает «развод».
При этом с отцом остается взрослая дочь, а с матерью – взрослый сын.
«Разводники» понимают, что в этом случае каждому положена отдельная комната.
В результате вместо двух комнат получали четыре.
В условиях кризисного состояния российского общества противоречия между правом и моралью крайне обострились.
Резко понизился
! порог нравственных требований, предъявляемых к личности.
«Первоначальное накопление капитала», «черный бизнес», безудержная погоня за наживой, легализация многих сомнительных форм обогащения сильно подорвали моральные устои.

Изменились социальные и духовные ценности, критерии престижа индивида.
«Героями нашего времени», как правило, становятся ловкие, нахрапистые дельцы, люди, «умеющие жить».
Мораль их уже и не особенно осуждает, а скорее оправдывает.
Этим даже бравируют.
Обесценен честный труд.
«Простых работяг» массовое сознание не поддерживает, а «жалеет» как не приспособившихся к новым реалиям.
Мораль стала более терпима и снисходительна к разного рода ловкачеству, жульничеству, противоправным действиям.
Наблюдается общее падение нравов, культуры, совестливости.
Возросло число людей с низменными страстями и помыслами.
Честный человек – не авторитет, а предмет насмешек, глумления, бал правит нравственный беспредел.
Современное состояние морали в российском обществе наиболее полно и адекватно охарактеризовал (пожалуй, впервые за последние

[стр.,184]

Стр.
184ЧАСТЬ ВТОРАЯ 30.05.2009 02:56:27file://localhost/F:/ЮРИДИЧЕСКАЯ/Matuzov-Malko_-_StateLawTheory_-_Lectures_-_2001_776_HTML/Теория%20государс...
годы) святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Выступая 23 декабря 1998 г.
на ежегодном собрании столичного духовенства с четырехчасовым докладом, он отметил, что в настоящее время идет «ускоренное строительство общемировой системы зла.
Население целенаправленно организуется на сатанинских принципах лжи, подлога, обмана, поклонения внешней грубой силе.
Внедряются как начала «нормальной» жизни жадность, эгоизм, амбиции, разврат, наркотики, любовь к удовольствиям и развлечениям любой ценой.
Кровавым культом наслия, жестокости, предательства пронизывается вся наша жизнь.
Понятие долга, чести, стыда, совести, целомудрия – в поругании и уничтожении.
Размывается православное сознание и мирочувствие.
Пропагандируется жизнь по страстям, всячески преуменьшается ответственность за пороки, соблюдение моральных норм».
С другой стороны, в результате обвальной криминализации общества право не справляется со своими регулятивными и защитительными функциями, закрывает глаза на многие опасные антисоциальныс явления, аномалии.
Оно псе более и более становится бессильным, неэффективным, испытывает «перегрузки».
Еще древние римляне говорили: бессмысленны законы в безнравственной стране.
В этой сложной ситуации право и мораль зачастую не находят «общего языка», плохо согласуются, противоборствуют.
Возникла проблема более тесного их взаимодействия и взаимопомощи, устранения нежелательных коллизий и противоречий.
4.
ПРАВО И ДРУГИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ Право отличается от иных социальных норм в основном теми же признаками, что и от моральных.
Соотношению права и морали было уделено сравнительно большее внимание потому, что это
два наиболее важных и распространенных регулятора общественных отношений, с которыми люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни.
С указанными регуляторами непосредственно и прежде всего связана юридическая наука.
Однако необходимо кратко остановиться и на взаимодействии права с другими социальными нормами, выяснить специфику и роль последних.
Соотношение права и
обычаев.
Обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон
общественной жизни.
Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими социальными нормами.
Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались пубСм.: Н Г-Религии.
1999.
3 февр.
личной властью по мере практической необходимости.
Уже в этом ; заключается их генетическое родство.
Данный процесс в принципе является постоянным, он продолжается и сейчас, ибо право формируется не только «сверху», но и «снизу», из народных глубин, корней, тра-1 диций.
Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно.
Привычки – мощное средство формирования менталитета личности.
Не зря говорят: привычка – вторая натура.
Обычаи передаются из поколения в поколение, многие из них живут веками и тысячелетиями, освящены заветами предков.
Немало из них носят религиозный или полурелигиозный характер (например, соблюдение поста, рамадана).
Подобные социальные стереотипы имеются у всех пародов, они могут быть разными в разных слоях одного и того же общества, у разных этносов, национальных групп.
Это древнейшая форма социальной регуляции.
Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний) I является для индивида не менее императивным требованием, чем исполисиис законодательных предписаний, ибо здесь, как правило, ощущается жесткое давление общественного мнения, пересудов и молвы окружающих; боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться в положении человека, не уважа-1 ющсго общепринятые нормы поведения (гостеприимство, добрососедство, уважение старших; присутствие на похоронах, выражение сочувствия родным и близким покойного, традиция отмечать различные радостные события, неофициальные праздники, дни рождения, устройство свадьбы, новоселий и т.д.).
Традиции обязывают...
Поэтому каждый стремится к тому, чтобы не ронять своего достоинства в глазах других людей, не выбиваться из общего ряда, следовать сложившемуся порядку вещей, поступать как все, как принято, как завещано.
Те, кто не придерживается этих канонов, могут оказаться в положении бойкота со стороны окружающих, прослыть «белой вороной», эгоистом и т.д.

[Back]