Проверяемый текст
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.
[стр. 67]

67 общественной жизни.
Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими социальными нормами.
Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались
публичной властью по мере практической необходимости.
Уже в этом
заключается их генетическое родство.
Данный процесс, в принципе является постоянным, он продолжается и сейчас, ибо право формируется не только «сверху», но и «снизу», из народных глубин, корней,
традиций.
Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно.
Привычки
мощное средство формирования менталитета личности.
Не зря говорят: привычка
вторая натура.
Обычаи передаются из поколения в поколение, многие из них живут веками и тысячелетиями, освящены заветами предков.
Немало из них носят религиозный или полурелигиозный характер (например, соблюдение поста).

Подобные социальные стереотипы имеются у всех
народов, они могут быть разными в разных слоях одного и того же общества, у разных этносов, национальных групп.
Это древнейшая форма социальной регуляции.
Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний)
является для индивида не менее императивным требованием, чем исполнение законодательных предписаний, ибо здесь, как правило, ощущается жесткое давление общественного мнения, пересудов и молвы окружающих; боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться в положении человека,
[стр. 184]

Стр.
184ЧАСТЬ ВТОРАЯ 30.05.2009 02:56:27file://localhost/F:/ЮРИДИЧЕСКАЯ/Matuzov-Malko_-_StateLawTheory_-_Lectures_-_2001_776_HTML/Теория%20государс...
годы) святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Выступая 23 декабря 1998 г.
на ежегодном собрании столичного духовенства с четырехчасовым докладом, он отметил, что в настоящее время идет «ускоренное строительство общемировой системы зла.
Население целенаправленно организуется на сатанинских принципах лжи, подлога, обмана, поклонения внешней грубой силе.
Внедряются как начала «нормальной» жизни жадность, эгоизм, амбиции, разврат, наркотики, любовь к удовольствиям и развлечениям любой ценой.
Кровавым культом наслия, жестокости, предательства пронизывается вся наша жизнь.
Понятие долга, чести, стыда, совести, целомудрия – в поругании и уничтожении.
Размывается православное сознание и мирочувствие.
Пропагандируется жизнь по страстям, всячески преуменьшается ответственность за пороки, соблюдение моральных норм».
С другой стороны, в результате обвальной криминализации общества право не справляется со своими регулятивными и защитительными функциями, закрывает глаза на многие опасные антисоциальныс явления, аномалии.
Оно псе более и более становится бессильным, неэффективным, испытывает «перегрузки».
Еще древние римляне говорили: бессмысленны законы в безнравственной стране.
В этой сложной ситуации право и мораль зачастую не находят «общего языка», плохо согласуются, противоборствуют.
Возникла проблема более тесного их взаимодействия и взаимопомощи, устранения нежелательных коллизий и противоречий.
4.
ПРАВО И ДРУГИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ Право отличается от иных социальных норм в основном теми же признаками, что и от моральных.
Соотношению права и морали было уделено сравнительно большее внимание потому, что это – два наиболее важных и распространенных регулятора общественных отношений, с которыми люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни.
С указанными регуляторами непосредственно и прежде всего связана юридическая наука.
Однако необходимо кратко остановиться и на взаимодействии права с другими социальными нормами, выяснить специфику и роль последних.
Соотношение права и обычаев.
Обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон общественной жизни.
Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими социальными нормами.
Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались
пубСм.: Н Г-Религии.
1999.
3 февр.
личной властью по мере практической необходимости.
Уже в этом
; заключается их генетическое родство.
Данный процесс в принципе является постоянным, он продолжается и сейчас, ибо право формируется не только «сверху», но и «снизу», из народных глубин, корней,
тра-1 диций.
Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно.
Привычки
мощное средство формирования менталитета личности.
Не зря говорят: привычка
вторая натура.
Обычаи передаются из поколения в поколение, многие из них живут веками и тысячелетиями, освящены заветами предков.
Немало из них носят религиозный или полурелигиозный характер (например, соблюдение поста,
рамадана).
Подобные социальные стереотипы имеются у всех
пародов, они могут быть разными в разных слоях одного и того же общества, у разных этносов, национальных групп.
Это древнейшая форма социальной регуляции.
Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний)
I является для индивида не менее императивным требованием, чем исполисиис законодательных предписаний, ибо здесь, как правило, ощущается жесткое давление общественного мнения, пересудов и молвы окружающих; боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться в положении человека, не уважа-1 ющсго общепринятые нормы поведения (гостеприимство, добрососедство, уважение старших; присутствие на похоронах, выражение сочувствия родным и близким покойного, традиция отмечать различные радостные события, неофициальные праздники, дни рождения, устройство свадьбы, новоселий и т.д.).
Традиции обязывают...
Поэтому каждый стремится к тому, чтобы не ронять своего достоинства в глазах других людей, не выбиваться из общего ряда, следовать сложившемуся порядку вещей, поступать как все, как принято, как завещано.
Те, кто не придерживается этих канонов, могут оказаться в положении бойкота со стороны окружающих, прослыть «белой вороной», эгоистом и т.д.

[Back]