Проверяемый текст
Головкин, Роман Борисович; Право в системе нормативного регулирования современного российского общества (Диссертация 1998)
[стр. 80]

80 Как уже отмечалось, корпоративное регулирование шире корпоративнонормативного.
Следовательно, исходим из того, что к корпоративным нормам следует относить лишь установленном порядкев зарегистрированные нормы, а остальную их часть относить к корпоративному регулированию вообще.
Такая позиция обосновывается тем,
что нелегальная часть регулирования поведения членов общественных объединений, это скорее обычаи в форме традиции, нежели корпоративные нормы.
Данный вывод предопределяется следующим причинами: 1) нелегальные внутриорганизационные нормы, как правило имеют не
институальныи характер; 2) реализуются в силу привычки; 3) основаны на подражании.
Отсюда,
корпоративное регулирование состоит из двух подсистем нормативного регулирования: корпоративных обычаев и собственно корпоративных норм, выраженных в уставах организаций (того же районного отдела милиции).
Этимологический подход к понятию “корпоративные нормы”, как уже отмечалось, имеет свои издержки, “затеняющие” ряд существенных признаков этого явления.

Во-первых, следует конкретизировать предмет регулирования рассматриваемого явления.

Большинство авторов исходит из того, что это отношения, складывающиеся в общественных объединениях.
Однако в общем русле данного подхода существуют и несколько иные взгляды.
Так, например, Н.Н.
Тарасов сформулировал понятие “корпоративные нормы” как
правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и
[стр. 46]

’ По мнению В.М.Баранова, парадокс создавшейся в России ситуации заключается в том, что налицо качественное обновление и расширение, корпоративного регулирования, но при этом нет желающих “работать” с этим объектом.
Данный вид социального воздействия на общественные отношения оказался в ситуации, когда значительный рост числа различных общественных объединений (партий, движений, союзов, религиозных объединений, фондов, клубов, землячеств, гильдий и т.п.) привел к значительному увеличению его объема.
При этом серьезного научного комплексного анализа изменившейся природы этих регуляторов, их взаимосвязей с юридическими не проводится.
См.: Баранов В.М.
Корпоративные и правовые нормы: некоторые проблемы взаимодействия в современной России // Власть и общественность.
Социальные аспекты взаимодействия.
Н.Новгород: 1997.С.135.
^ Советский энциклопедический словарь.
М.: Сов.
эциклопедия,1990.С.641; Словарь лностранных слов.
М.: Изд.
ин.
словарей, 1954.С.367.
касающиеся этой проблемы.
При этом корпоративное регулирование и корпоративные нормы рассматриваются в них как тождественные явления.^ ^ Думается, такое единодушие, в общем, не свойственное правоведам, еще не свидетельствует о бесспорности проблемы, а скорее наоборот, об отсутствии специальных исследований.
Дело в том, что этимологическая концепция вызывает вопрос: следует ли сводить все корпоративное регулирование только к уставным нормам общественных объединений, определенным образом зарегистрированных, или это понятие шире и включает в себя другие регулятивы? Практически у всех авторов эта Hii, проблема остается открытой.’* Вместе с тем, как известно, сегодня много общественных объединений граждан и их норм носит нелегальный характер.’ Разрешение этого вопроса, лежит в плоскости разграничения понятий “корпоративное регулирование” и “корпоративные нормы”.
Как мы уже отметили корпоративное регулирование шире корпоративноф нормативного.
Следовательно, будем исходить из того, что к корпоративным нормам следует относить лишь в установленном порядке зарегистрированные нормы, а остальную их часть относить к корпоративному регулированию вообще.
Такая позиция обосновывается тем, ^
См.
напр.: Лукьянов А.И., Лазарев Б.М.
Советское государство и общественные организации.
М.:Госюриздат,1%2.
С.61-62; Петров Г.И., Петров B.C.
Социалистическая государственность и общественность//Правоведение.
1961..№2.С.18.; Кравченко В.В.
Общественные организации СССР на международной арене.
М.: Международные отношения, 1969.
С.58.; Комаров С.А.
Общая Теория государства и права.
М.: Изд.
Мордовского университета, 1994.С.
136; Тарасов Н.Н.
Теория государства и права.
М.: Норма,1997.С.
248; Гойман В.И., Радько Т.П.
право в системе нормативного регулирования//Общая теория права и государства.
М.:Юристь,1996.С.114; Лейст О.Э.
Право в системе социальных норм// Общая теория права.
М.: МГТУ им.
Баумана,1995.С.111; Хропанюк В.Н.
Теория государства и права.
М.: Изд.
ДЦТ,1995.С, 197; и др.
^ Дело в том, что как бы, само собой разумеется, что корпоративные нормы выраженные в уставах должны в установленном порядке регистрироваться.
См.
вышеназванные работы.
^ См.: Информационный сборник “Безопасность”.
1992.
Хо 1.С.9 что нелегальная часть регулирования поведения членов общественных объединений, это скорее обычаи в форме традиции, нежели корпоративные нормы.^ Данный вывод предопределяется следующим причинами: 1) нелегальные внутриорганизационные нормы, как правило, имеют неинституальный характер; 2) реализуются в силу привычки; 3) основаны на подражании.
Отсюда,^корпоративное
регулирование состоит из двух подсистем нормативного регулирования: корпоративных обычаев и собственно корпоративных норм, выраженных в уставах общественных объединений.
^ В связи с тем, что соотнесение правовых и обычных регуляторов это предмет отдельного анализа, в данном параграфе мы будем рассматривать взаимосвязь права только с собственно корпоративными нормами.
Этимологический подход к понятию “корпоративные нормы”, как уже отмечалось, имеет свои издержки, “затеняющие” ряд существенных признаков этого явления.

Поэтому считаем целесообразным, разработать ^ онтологическо-функциональную модель в дефиниции “корпоративные нормы”.


[стр.,47]

Во-первых, следует конкретизировать предмет регулирования рассматриваемого явления.
Больщинство авторов исходит из того, что это отношения, складывающиеся в общественных объединениях.’ Однако в общем русле данного подхода существуют и несколько иные взгляды.
Так, например, Н.Н.
Тарасов сформулировал понятие “корпоративные нормы” ^ как
“правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, ^ Более подробно об обычаях и традициях далее по тексту.
ft ^ См.
напр.: Гойман В.И., Радько Т.П.
Право в системе нормативного регулирования // Общая теория права и государства.
М.: Юристь, 1996.С.114; Лейст О.Э.
Право в системе социальных норм// Общая теория права.
М.: МГТУ им.
Баумана, 1995.С.111; Хропанюк В.Н.
Теория государства и права.
М.: Изд.
ДДТ,1995.С.
197; и др.
распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирование данного сообщества”.^ ^ На наш взгляд, в данной ситуации термин “организованное сообщество” слишком широк, т.к.
им можно обозначить практически любую социальную организацию, даже государство.
В связи с этим, представляется целесообразным его ограничить негосударственной сферой.
Следовательно, основной подход, стоящий на том, что корпоративные нормы это правила поведения, регламентирующие внутриорганизационную деятельность общественных объединений, более адекватен.
^ vB этом смысле, корпоративные нормы, как правило, распространяют свое действие только на членов общественных объединений и регулируют отношения, непременно связанные с членством в этих организациях.’ Характерная особенность норм общественных организаций как раз и состоит в регулировании внутриорганизационных отношений, отражающих деятельность самих объединений.
Вместе с тем, нельзя не учитывать, что корпоративные нормы регламентируют и отношения, выходящие за пределы сугубо внутриорганизационной деятельности.
Это имеет место в тех случаях, когда определенные органы государства полностью передают некоторые свои функции тем или иным общественным организациям.
В этом случае отношения, ранее регулируемые правом, опосредуются соответствующими нормами общественных организаций.
Так, с 1960 г.
профсоюзы управляют ^ санаториями, домами отдыха, курортами и некоторыми другими объектами.
о Тарасов Н.Н.
Право в системе социального регулирования/ЛГеория государства права.
М.:Ифрам-Норма,1997.С.255.
На наш взгляд, термин “организованное сообщество” слишком широк, т.к.
им можно обозначить практически любую социальную организацию, даже государство.
В связи с этим, представляется целесообразными его ограничить негосударственной сферой.
^ Беляева Н.
Общество от слова “общность”//Век 20 и мир.1988.№ 6.
С.24.
руководство которыми ранее осуществляло Министерство здравоохранения.
В этих случаях профсоюзы играют роль органа исполнительной власти.’? ц В связи с этим, вряд ли можно согласится с мнением В.М.
Корельского, который нормы, регламентирующие указанные внешние отношения, выделяет в особую разновидность норм общественных организаций и считает, что они сочетают в себе признаки как правовых, так и внутриорганизационных норм, но ни к одному из этих видов норм полностью не сводятся.’’ Осуществление полностью переданных общественным организациям функций органов государства не нуждается в мерах государственного принуждения, поэтому надобность в правовых нормах отпадает и, следовательно, устанавливаемые общественными организациями в данных случаях нормы носят сугубо корпоративный характер.
Далее целесообразно ввести в определение рассматриваемого ^ понятия, уже отмеченное нами свойство корпоративных норм их ^ институциональность.
На наш взгляд, именно институциональность данных регуляторов, позволяет их выделить в самостоятельный вид социальных норм.
Кроме того, как нам кажется, в рассматриваемом определении, следует учитывать побудительные мотивы вступления людей в определенные организации’^.
В основе целей той или иной общественной

[Back]