С точки зрения JI.C. Выготского, личность есть понятие социальное, она охватывает надприродное, историческое в человеке...единство поведения, которое отличается признаком овладения, связанного с волей [43, С. 12]. Рассмотрим определение личности с позиций философии, педагогики, психологии. В «Философском энциклопедическом словаре» находим такое определение личности: «Личность, общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо в широком смысле слова); 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности» [216, С. 314]. В середине прошлого столетия в учебных пособиях можно было встретить следующее определение личности: «Личность —специфическая социальная характеристика человека, его общественная сущность, выявленная в конкретно мыслящем и чувствующем человеке» [84, С. 276]. Следует заметить, что особенностью этого определения является то, что оно трактует личность лишь как социальное явление. Глубже рассматривает личность известный философ H.A. Амосов: «Личность человека можно определить сочетанием таких факторов, как сила характера, значимость потребностей и убеждений, система отношений, информированность, общественный статус» [4, С. 62]. Такая формулировка подчеркивает не только социальную, но и биологическую природу личности. Опираясь на современную научную литературу, мы можем утверждать, что развитие человека как личности следует связывать не только с усвоением предметов культуры, но и со всем комплексом материальной и духовной деятельности, в которой непосредственно участвует каждый индивид. Именно в процессе всесторонней деятельности и происходит развитие способностей личности, которые первоначально существовали в виде задатков. Большой вклад в развитие биосоциальной теории личности внесли ученые Е.В. Шорохова, Н.П. Дубинин, И.Т. Фролов, A.B. Брушлинский. «Проблема соотношения биологического и социального имеет много аспектов. Их можно выстроить в определенную систему: природа и общест24 |
17 (Е.В. Бондаревская, О.С. Газмаи, В.А. Караковский, A.B. Мудрик, Н.Е. Щуркова и др.). Проведем теоретический анализ сущности творческого саморазвития конкурентоспособности личности. Для этого нам потребуется рассмотреть определение личности с позиций философии, психологии и педагогики. В «Философском энциклопедическом словаре» находим такое определение личности: «Личность, общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова); 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности» [72, с.314]. В 70-х годах прошлого столетия в учебных пособиях можно было встретить такое определение: «Личность специфическая социальная характеристика человека, его общественная сущность, выявленная в конкретно мыслящем и чувствующем человеке» [62, с.276)]. Следует заметить, что особенностью этого определения является то, что оно трактует личность лишь как социальное явление. Гораздо глубже рассматривает личность известный ученый, философ H.A. Амосов: «Личность человека можно определить сочетанием таких факторов, как сила характера, значимость потребностей и убеждений, система отношений, информированность, общественный статус» [1, с.62]. Такая формулировка подчеркивает не только социальную, но и биологическую природу личности. Опираясь на современную научную литературу, мы можем утверждать, что развитие человека как личности следует связывать не только с усвоением предметов культуры, но со всем комплексом материальной и духовной деятельности, в которой непосредственно участвует каждый индивид. Именно в процессе всесторонней деятельности и происходит развитие способностей личности, которые первоначально существовали в виде задатков. Исследованию биосоциальной теории личности большое внимание уделяют ученые Е.В. Шорохова, Н.П. Дубинин, И.Т. Фролов, A.B. Брушлинский. 18 «Проблема соотношения биологического и социального имеет много аспектов. Их можно выстроить в определенную систему: природа и общество; человек и биосфера; биологическое и социальное в человеке; биологическое и социальное в личности» [178, с.67]. В отличие от остальных живых существ, целиком относящихся к природе, человек живет в двух измерениях: природном и общественном. Эта двойственность, как утверждает Е.В. Шорохова, есть в то же время цельность. Биологическое и социальное начала органически сплавлены в человеке, что не исключает относительной самостоятельности каждого из этих начал и противоречий между ними. В связи с нашим исследованием представляют интерес рассуждения философа В.П. Тугаринова. Он пишет следующее: «Мостом, соединяющим биологическое и социальное, является психика. Психика не меньшая реальность, чем природа и общество, при этом такая, которой опосредуется все поведение и деятельность человека... Без психики, без того, что издревле называлось «душой», нет человека... Психика человека занимает в его природе как бы среднее место между его биологическими и социальными началами, объединяет их... Отражая требования общества, психика выполняет важную роль: она очеловечивает и корригирует биологическое начало в человеке, его естественные потребности, страсти и побуждения» [155, с.90]. Рассматривая понятие личности, нельзя обойти замечание психолога А.Н. Леонтьева: «Слово личность употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного» [89, с. 160]. Здесь уместно привести высказывание еще одного известного психолога. Л.И. Божович утверждает следующее: «Человек становится личностью, когда достигает такого уровня психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью» [23, с.25]. |