Проверяемый текст
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.
[стр. 45]

1.2.
Право как центральный элемент социально-нормативной системы 45 Социальные нормы общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия.
Они
направляют течение общественной жизни в нужное русло.
Разумеется, в число социальных норм входят и правовые.
Социальные нормы
это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.
Социальные нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития, но сами таковыми не являются.
Объективные законы, по которым развивается история, не есть нормы.
Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой.
Одни из них со временем отпадают; другие
возникают, видоизменяются; третьи навязываются определенными классами, группами или властью.
Иначе говоря, процесс становления, формирования социальных норм
фактор субъективный.
Вырабатываются они людьми.
Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью.
Например, о происхождении правовых норм Ф.
Энгельс писал: «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена.
Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом».
[стр. 163]

1 Братусь С.Н.
Субъекты гражданского права.
М., 1950.
С.
198; см.
также Актуальные вопросы гражданского нрава.
М., 1964 С.
25–32; Гражданско-правовая охрана интересов личности М„ 1969.
С.
3–15.
стоять как инерционным, консервативным тенденциям, так и максималистским устремлениям, своего рода правовому авангардизму, попыткам искусственно пришпорить события и процессы.
Между «можно» и «нельзя», «разрешено» – «запрещено» призваны стоять такие непреходящие понятия, как совесть, честь, долг, нравственность, воспитанность и другие слагаемые, составляющие духовную сущность человека.
Они могут служить надежными преградами на пути эгоизма, корысти, своеволия, злоупотреблений.
В целом же страна медленно, но настойчиво идет к цивилизованному, нормальному и активному образу жизни, идет по пути, проложенному другими странами и народами.
И есть надежда, что «Россия вспрянет ото сна» (А.С.
Пушкин).
3.
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ИХ СООТНОШЕНИИ (Н.И.
МАТУЗОВ) Исторически государство и право (как система исходящих от публичной власти норм) возникают одновременно в силу одних и тех же причин, а именно, в результате разложения родового общества и перехода его в более высокое, цивилизованное состояние.
Одновременно – не значит одномоментно и адекватно.
Речь идет о сравнительно длительном периоде, в рамках которого генезис права и государства имеет свои особенности.
Но в принципе «родословная» у названных явлений одинакова, их типология, социальные и гносеологические корни совпадают.
В науке широко известно классическое и достаточно обоснованное положение о том, что «на определенной, весьма ранней ступени развил тия общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена.
Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом.

Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение, – публичная власть, государство».
Таким образом, право вырастает из обычаев и экономической необходимости.
Как заметил Ф.
Энгельс, «люди забывают о происхождении , права из экономических условий, подобному тому как они забыли о своем собственном происхождении из животного царства»2 .
Право возникло как реакция общества на объективную необходимость иметь * Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.
Т 18 С.
272.
2 Там же.
С 273.
1 более жесткий и властный (императивный) регулятор социальных отношений, снабженный принудительной силой, ибо моральные и другие подобные нормы с этой задачей уже не справлялись.
Жизненные потребности, прежде всего материального порядка, лежат и в основе зарождения государства.
Именно эти причины обусловили появление рассматриваемых институтов.
При этом закон и власть возникают как взаимозависимые понятия.
Они немыслимы друг без друга.
В то же время в литературе существует точка зрения, согласно которой право возникает еще до государства.
Оно складывается там, где люди вступают в социальное общение, где развиваются товарообмен, собственность, владение.
А вместе с государством рождается уже закон как цивилизованная и наиболее совершенная форма права.
И все же господствующее мнение состоит в том, что становление и

[стр.,223]

экологических состояний и равновесий.
В таких случаях природа жестоко мстит за произвол.
Искусственное вмешательство в естественные балансы, эволюционное развитие крайне опасно для жизнедеятельности человека.
Загрязнение окружающей среды, повреждение ее объектов наказуемы по российскому законодательству, хотя санкции за такие деяния, на наш взгляд, недостаточно строгие.
В эпоху НТР роль технических норм многократно возрастает.
От их соблюдения или несоблюдения в буквальном смысле слова зависит жизнь, судьба, здоровье людей.
Именно из-за нарушения подобных правил, инструкций происходят разного рода аварии, крушения (типа чернобыльской катастрофы) и другие ЧП.
Простая ошибка, оплошность, невнимательность, а тем более недобросовестность, грубое игнорирование заданных технологических процессов грозят непоправимыми последствиями.
Это касается как гражданской сферы, так и военных областей.
Век «кнопочной» технологии налагает на человека особую ответственность.
Усложняется техника – усложняются и отношения с техникой.
В дальнейшем эта взаимозависимость станет еще более сложной.
В практической жизни мы нередко выражаем недовольство по поводу всевозможных инструкций, которые, на первый взгляд, излишне жестко и скрупулезно определяют характер и порядок некоторых наших действий в определенных ситуациях.
Подобное роптание стало чуть ли не «признаком хорошего тона».
Особенно это относится к лицам, выполняющим те или иные служебные функции, Однако не всякий запрет и не всякая инструкция – зло.
Многие из них разумны и необходимы, особенно сейчас, когда, как уже говорилось, от тех, кто стоит у штурвалов, пультов и кнопок, зависит многое, если не все.
Немало указанных «категорических императивов» и «параграфов» написано кровью пострадавших, извлечено в качестве уроков из трагических происшествий.
Возражать надо не против инструкций вообще, а против устаревших, надуманных, бюрократических правил.
Кроме того, за протестами по поводу «мешающих» и «связывающих» ограничений очень часто стоит стремление освободиться от всякого контроля и регулирования, получить возможность действовать при известных обстоятельствах по личному разумению, что, как правило, и приводит к печальным последствиям.
Особо следует сказать о нормах, определяющих отношение людей к животным – диким и домашним, вообще к животному миру.
Большинство из этих норм закреплены в соответствующих правовых актах (например, правила содержания собак, лошадей, крупного рогатого скота; разрешения или запреты на охоту; санитарные требования к уходу, выгулу наших «братьев меньших», прививкам, обследованиям, профилактике заболеваний и т.д.).
Установлена ответственность за нарушение подобных регламентации.
Как квалифицировать эти нормы? Как технические? Но речь идет не о технике.
Как социальные? Но отношения между человеком и животными – не социальные, хотя, несомненно, имеют немаловажное общественное значение.
Возможно, их уместно было бы называть по типу технико-правовых естественноправовыми.
2.
ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ Как сказано выше, социальные нормы – общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия.
Они
«страхуют», предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло.
Разумеется, в число социальных норм входят и правовые.
Социальные нормы
– это

[стр.,224]

объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.
Социальные нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития, но сами таковыми не являются.
Объективные законы, по которым развивается история, не есть нормы.
Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой.
Одни из них со временем отпадают, другие
– возникают, видоизменяются, третьи – навязываются определенными классами, группами или властью.
Иначе говоря, процесс становления, формирования социальных норм
фактор субъективный.
Вырабатываются они людьми.
Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью.
Например, о происхождении правовых норм Ф.
Энгельс писал: «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена.
Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом».

Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.
Т 18.
С.
272.
Право сложилось намного позже других нормативных систем и главным образом на их основе.
Оно стало более жестко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения.
Равно как и вместо прежней общественной власти появилась публичная власть, уже не совпадающая с интересами всего общества и опирающаяся на особый аппарат, готовый за нарушение официально установленных и строго обязательных норм применить принуждение.
Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа.
Этот переход был длительным и постепенным, эволюция заняла несколько миллионов лет.
Таков генезис социальных норм, в том числе правовых.
«Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти»2 .
В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социальной регуляции.
Понятия «норма» и «правило» употребляются и воспринимаются в обиходе как равнозначные, взаимозаменяемые.
В литературе, справочных изданиях они обычно определяются друг через друга: норма – это правило, а правило – это норма.
Между тем при более внимательном анализе выясняется, что «правило» – все же более узкий термин, чем «норма», и следовательно, они не всегда и не полностью совпадают.
В частности, правовые нормы довольно сложны по своей конструкции, элементному составу, где правило заключено лишь в их диспозициях, не охватывая собой гипотезу и санкцию.
Нормы богаче, содержательнее.
Во всяком случае, многие из них.
Однако в широком социальном плане, с учетом большого разнообразия действующих норм и правил (не только юридических), этими нюансами можно пренебречь, что фактически и происходит в теории и на практике.
Социальная норма – не просто абстрактное правило желаемого поведения.
Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике.
В этом случае действительные поступки и становятся правилом.
Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее».
Норма – это мера позитивного, общественно полезного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса.

[Back]