Проверяемый текст
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.
[стр. 48]

48 спонтанные и директивные, «живые» и «мертвые», функционирующие и нефункционирующие).
Юридическая наука не вдается в столь подробную и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы, в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность.
С этой точки зрения выделяются
нормы: 1) правовые; 2) моральные; 3) политические; 4) эстетические; 5) религиозные; 6) семейные; 7) корпоративные; 8) нормы обычаев, традиций, привычек; 9) деловые обыкновения; 10) правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов.
Это общепринятая и наиболее распространенная классификация.
Объединяющим началом здесь служит то, что все эти нормы носят социальный, а не технический характер.
Несмотря на их различия, они тесно взаимосвязаны, ни одни из них не действуют изолированно от других, не существуют в «рафинированном» виде.
Такой сферы
отношении просто нет.
В связи с чем рассмотрение права как элемента системы социальных норм немыслимо без детального анализа его соотношения с иными нормами, например с моральными, как наиболее распространенными.
Еще древние философы (Аристотель, Платон, Цицерон) указывали на значимость этих двух главных определителей общественного поведения, их сходство и несовпадение.
Отграничив право от морали, мы тем самым покажем отличие его от других социальных норм, место и роль этого регулятора в общей системе нормативного регулирования
компонентов.
Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего правовые нормы.

Но они для оценки
[стр. 225]

См.: Н)гесяпц В.С Право и закон.
М , 1983.
С.
5.
2 Лукашева Е.А.
Право, мораль, личность.
М., 1986.
С.
86.
И понятно, что «поведение, соответствующее норме, рстречается чаще, чем отклонение от нее – патология».
Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные, массовые отношения.
Случайные связи, поступки, действия не могут отразиться в норме.
Норма – это всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так и на внешних детерминантах.
Кризисное состояние нашего общества требует последовательного соблюдения всех социальных норм, и особенно таких, как правовые, нравственные, политические.
Ибо именно отступление от них, т.е.
от веками выработанных основ бытия, явилось в конечном счете одной из причин возникших трудностей.
Были отброшены те приоритеты и ориентиры, которых придерживается весь мир.
Попытки обойти столбовую дорогу цивилизации, найти свой собственный путь окончились неудачей и дорого обошлись обществу, поверившему в ложные цели.
Эксперимент, связанный с отходом от общепринятых норм и условий человеческого существования, завел в исторический тупик, из которого страна вынуждена выходить на уже проложенную другими магистраль прогресса.
Диалектика не исключает попятного движения, зигзагов, топтания на месте при общем поступательном движении, но время потеряно.
При этом тупиком является не социализм, как широко признанная и и целом гуманная система взглядов, а та его модель, которая была ценою огромных жерти неудачно опробована у пас и в некоторых других странах Восточной Европы.
Классификация социальных норм.
Социальные нормы весьма многочислен пы и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью самих общественных отношений – предмета регулирования.
В социологии они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, «живые» и «мертвые», функционирующие и нефункционирующие)2 .
Юридическая наука не вдается в столь подробную и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы, в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность.
С этой точки зрения выделяются:
1) правовые нормы; 2) моральные; 3) политические; 4) эстетические; 5) религиозные; 6) семейные; 7) корпоративные; 8) нормы обычаев, традиций, привычек; 9) деловые обыкновения; 10) правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов.
Кудрявцев Я // 11раноное поведение: норма и патология.
М., 1982.
С.
15.
2 См.: Плохое Н.Д.
Социальные нормы.
Философские основания общей теории.
М., 1985.
С.
232-248.
Это общепринятая и наиболее распространенная классификация.
Объединяющим началом здесь служит то, что все эти нормы носят социальный, а не технический характер.
Несмотря на их различия, они тесно взаимосвязаны, ни одни из них не действуют изолированно от других, не существуют в «рафинированном» виде.
Такой сферы
отношений просто нет.
3.
СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ: ЕДИНСТВО, РАЗЛИЧИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ В учебных и практических целях очень важно выявить как тесную взаимосвязь всех видов социальных норм, так и их специфику.
Особенно это касается права и морали, представляющих для юридической науки приоритетный интерес.
Еще древние философы (Платон, Демокрит, Цицерон, Аристотель) указывали на значимость этих двух главных определителей общественного

[стр.,226]

поведения, их сходство и несовпадение.
Отграничив право от морали, мы тем самым покажем отличие его от других социальных норм, место и роль этого регулятора в общей системе нормативного регулирования*.

Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего правовые нормы
– это их специальность.
Но они для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль.
Русские правоведы (В.С.
Соловьев, И.А.
Ильин и др.) неизменно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль.
Право – средство реализации нравственногуманистических идеалов общества.
Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.
В.С.
Соловьев, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра или порядка, не допускающего известного проявления зла».
Мораль – важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания.
Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, Мы не вдаемся здесь в полемику, ведущуюся в литературе вокруг понятия права, но придерживаемся мнения, согласно которому право – это исходящие от государства нормы, призванные выражать идеи гуманизма, нравственности, справедливости, естественных прав человека, меру свободы личности; баланс интересов между различными слоями общества.
В целом понятие права, как заметил еще И.А.
Ильин, упирается в понятие нормы.
Именно поэтому ни одна из предлагающихся ныне концепций права не исключает из его состава нормы, а лишь дополняет их рядом других компонентов.
определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.
Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали.
Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включает в себя также психологические моменты: эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые.
Но главное в морали – это представления о добре и зле.
Нравственность предполагает ценностное отношение человека не только к другим, но и к себе, чувство собственного достоинства, самоуважения, осознание себя как личности.
И.
Кант заметил: «Кто превращает себя в червя, не должен потом жаловаться, что его топчут ногами»2 .
Честь, достоинство, доброе имя охраняются законом – это важнейшие социальные ценности.
Честь – дороже жизни.
Когда-то из-за чести шли на дуэль, в таких поединках погибли Пушкин, Лермонтов.
Представления о честном и бесчестном – еще один стержень морали.
Высшим законом и высшим судом для личности является собственная совесть, которая по праву считается самым полным и самым глубоким выражением нравственной сущности человека.
Мораль имеет внутренний и внешний аспекты.
Первый – выражает глубину осознания индивидом своего собственного «Я», меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности.
Еще древние говорили: «Нет ни одного момента в жизни человека, свободного от долга».
Здесь проявляется известный кантовский «категорический императив», в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее и безусловное нравственное правило («внутреннее законодательство»), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать.
Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Он ставит границы собственному произволу, себялюбию, эгоизму.
Так гласит и одна из христианских заповедей.
По Канту, две вещи поражают наше воображение – звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас.
Последнее и есть императив.
Мораль и нравственность – одно и то же.
В научной литературе и в практическом обиходе они употребляются как

[Back]