Проверяемый текст
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.
[стр. 49]

49 поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль.
Русские правоведы (В.С.
Соловьев, И.А.
Ильин и др.) неизменно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль.
Право
средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества.
Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.
В.С.
Соловьев, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра или порядка, не допускающего известного проявления зла».
Мораль
важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания.
Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся * жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения,
определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.
Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали.
Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и
включают в себя также психологические моменты эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые.
Но главное в морали
это представления о добре и зле.
___ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4 Нравственность предполагает не только ценностное отношение человека к другим, но и к себе, чувство собственного достоинства, самоуважения, осознание себя как личности.
И.
Кант заметил: «Кто превращает себя в червя,
тот не должен потом жаловаться, что его \
[стр. 226]

поведения, их сходство и несовпадение.
Отграничив право от морали, мы тем самым покажем отличие его от других социальных норм, место и роль этого регулятора в общей системе нормативного регулирования*.
Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего правовые нормы – это их специальность.
Но они для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль.
Русские правоведы (В.С.
Соловьев, И.А.
Ильин и др.) неизменно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль.
Право
средство реализации нравственногуманистических идеалов общества.
Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.
В.С.
Соловьев, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра или порядка, не допускающего известного проявления зла».
Мораль
важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания.
Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения,
Мы не вдаемся здесь в полемику, ведущуюся в литературе вокруг понятия права, но придерживаемся мнения, согласно которому право – это исходящие от государства нормы, призванные выражать идеи гуманизма, нравственности, справедливости, естественных прав человека, меру свободы личности; баланс интересов между различными слоями общества.
В целом понятие права, как заметил еще И.А.
Ильин, упирается в понятие нормы.
Именно поэтому ни одна из предлагающихся ныне концепций права не исключает из его состава нормы, а лишь дополняет их рядом других компонентов.
определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.
Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали.
Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и
включает в себя также психологические моменты: эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые.
Но главное в морали
– это представления о добре и зле.
Нравственность предполагает ценностное отношение человека не только к другим, но и к себе, чувство собственного достоинства, самоуважения, осознание себя как личности.
И.
Кант заметил: «Кто превращает себя в червя,
не должен потом жаловаться, что его топчут ногами»2 .
Честь, достоинство, доброе имя охраняются законом – это важнейшие социальные ценности.
Честь – дороже жизни.
Когда-то из-за чести шли на дуэль, в таких поединках погибли Пушкин, Лермонтов.
Представления о честном и бесчестном – еще один стержень морали.
Высшим законом и высшим судом для личности является собственная совесть, которая по праву считается самым полным и самым глубоким выражением нравственной сущности человека.
Мораль имеет внутренний и внешний аспекты.
Первый – выражает глубину осознания индивидом своего собственного «Я», меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности.
Еще древние говорили: «Нет ни одного момента в жизни человека, свободного от долга».
Здесь проявляется известный кантовский «категорический императив», в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее и безусловное нравственное правило («внутреннее законодательство»), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать.
Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Он ставит границы собственному произволу, себялюбию, эгоизму.
Так гласит и одна из христианских заповедей.
По Канту, две вещи поражают наше воображение – звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас.
Последнее и есть императив.
Мораль и нравственность – одно и то же.
В научной литературе и в практическом обиходе они употребляются как

[Back]