Проверяемый текст
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.
[стр. 50]

50 топчут ногами».
Честь, достоинство, доброе имя охраняются законом
это важнейшие социальные ценности.
Честь
дороже жизни.
Когда-то из-за чести шли на дуэль, в таких поединках погибли Пушкин, Лермонтов.
Представления о честном и бесчестном
еще один стержень морали.
Высшим законом и высшим судом для личности является собственная совесть, которая по праву считается самым полным и самым глубоким выражением нравственной сущности человека.
Мораль имеет внутренний и внешний аспекты.
Первый
выражает глубину осознания индивидом своего собственного «Я», меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности.
Здесь проявляется известный кантовский «категорический императив»,
ограничитель, в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее и безусловное нравственное правило («внутреннее законодательство»), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать.
Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Он ставит границы собственному произволу, себялюбию, эгоизму.
Так гласит и одна из христианских заповедей.
По Канту, две вещи поражают наше воображение
звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас.
Глубокое наблюдение.
Все это составляет понятие совести, т.е.
способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой.

Именно поэтому первое наказание для виновного заключается в том, что он не может оправдаться перед собственным судом.
«Закон, живущий в нас, писал Кант, называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом».
Цицерон видел в совести главное
[стр. 226]

поведения, их сходство и несовпадение.
Отграничив право от морали, мы тем самым покажем отличие его от других социальных норм, место и роль этого регулятора в общей системе нормативного регулирования*.
Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего правовые нормы – это их специальность.
Но они для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль.
Русские правоведы (В.С.
Соловьев, И.А.
Ильин и др.) неизменно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль.
Право – средство реализации нравственногуманистических идеалов общества.
Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.
В.С.
Соловьев, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра или порядка, не допускающего известного проявления зла».
Мораль – важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания.
Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, Мы не вдаемся здесь в полемику, ведущуюся в литературе вокруг понятия права, но придерживаемся мнения, согласно которому право – это исходящие от государства нормы, призванные выражать идеи гуманизма, нравственности, справедливости, естественных прав человека, меру свободы личности; баланс интересов между различными слоями общества.
В целом понятие права, как заметил еще И.А.
Ильин, упирается в понятие нормы.
Именно поэтому ни одна из предлагающихся ныне концепций права не исключает из его состава нормы, а лишь дополняет их рядом других компонентов.
определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.
Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали.
Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включает в себя также психологические моменты: эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые.
Но главное в морали – это представления о добре и зле.
Нравственность предполагает ценностное отношение человека не только к другим, но и к себе, чувство собственного достоинства, самоуважения, осознание себя как личности.
И.
Кант заметил: «Кто превращает себя в червя, не должен потом жаловаться, что его топчут ногами»2 .
Честь, достоинство, доброе имя охраняются законом
это важнейшие социальные ценности.
Честь
дороже жизни.
Когда-то из-за чести шли на дуэль, в таких поединках погибли Пушкин, Лермонтов.
Представления о честном и бесчестном
еще один стержень морали.
Высшим законом и высшим судом для личности является собственная совесть, которая по праву считается самым полным и самым глубоким выражением нравственной сущности человека.
Мораль имеет внутренний и внешний аспекты.
Первый
выражает глубину осознания индивидом своего собственного «Я», меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности.
Еще древние говорили: «Нет ни одного момента в жизни человека, свободного от долга».
Здесь проявляется известный кантовский «категорический императив»,
в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее и безусловное нравственное правило («внутреннее законодательство»), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать.
Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Он ставит границы собственному произволу, себялюбию, эгоизму.
Так гласит и одна из христианских заповедей.
По Канту, две вещи поражают наше воображение
звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас.
Последнее и есть императив.
Мораль и нравственность – одно и то же.
В научной литературе и в практическом обиходе они употребляются как

[стр.,227]

идентичные.
Впрочем, некоторые аналитики пытаются установить здесь различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью – степень их соблюдения, т.е.
фактическое состояние, уровень морали.
В данном случае мы исходим из тождественности этих понятий.
Что касается этики, то это особая категория, означающая учение, науку о морали, хотя и она содержит в себе определенные оценочные критерии.
2 Кант И.
Метафизика нравов.
Соч.
Т.
4.
Ч.
2.
М., 1965.
С.
376.
Все это составляет понятие совести, т.е.
способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой.

«Закон, живущий в нас, – писал Кант, – называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом».
Цицерон видел в совести главное
украшение человека.
Эта мысль отразилась и в народной мудрости: «Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть».
Второй аспект морали – конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств, ибо мораль не может быть сведена к голым принципам.
Эти две ее стороны тесно переплетены.
«Человек есть ряд его поступков....Каков человек внешне, т.е.
в своих действиях, таков он и внутренне»2 .
Поэтому нельзя о человеке судить по тому, что он сам о себе думает или декларирует.
Только поступки могут раскрыть его действительную сущность.
Но поступки – плоды помыслов.
Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.
Внимательное сопоставление права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяют более глубоко познать оба эти явления3 .
Единство права и морали состоит в том, что: в о п е р в ы х, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа; во-вторых, право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости; в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирования – общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются к одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают; в-четвертых, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов; Кант И.
Указ.
соч С.
329.
2 Гегель.
Соч.
М , 1929.
Т.
1.
С.
234, 236.
Здесь и далее под правом имеются и виду исходящие от государства юридические нормы, если не оговорено иное.
в-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации; в-шестых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.
Цель права – «установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил».
Таково же, в сущности, и назначение морали.
Ведь право – возведенная в закон нравственность.
Однако наряду с общими чертами право и мораль имеют существенные различия, обладают своей спецификой.
Учет своеобразия этих феноменов имеет, пожалуй, более важное значение, чем констатация их общности.
Именно поэтому онтологические статусы и признаки права и морали заслуживают пристального

[Back]