Проверяемый текст
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.
[стр. 55]

Но моральные нормы это не только неписаные заповеди и требования (хотя таких абсолютное большинство).
Многие из них содержатся, например, в программных и уставных документах различных общественных объединений, литературных и религиозных памятниках, исторических летописях, хрониках, манускриптах, запечатлевших правила человеческого бытия.
Некоторые нравственные правила органически вплетаются в статьи и параграфы законов, иных правовых актов, о чем подробно будет сказано ниже.
Тем не менее, в отличие от права, которое представляет собой логически стройную и структурированную систему, мораль
относительно свободное, внутренне не систематизированное образование.
Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей.
Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного
неправомерного, законного незаконного, наказуемого ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д.
Иными словами, у них разные оценочные критерии, социальные мерки.
В связи с этим нормы права содержат в себе более или менее подробное описание запрещаемого или разрешаемого действия, точно указывают нужный вариант поведения, отличаются четкостью, формальной определенностью, властностью, как правило, заранее устанавливают санкцию за нарушение данного предписания, тогда как
[стр. 229]

добровольно, а не под страхом наказания.
Используются, конечно, и методы убеждения, воспитания, профилактики, дабы побудить субъектов к правопослушанию.
Реализация права – сложный процесс.
По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения.
Наруше* Гегель.
Работы разных лет.
Т.
2.
М., 1973.
С.
37.
ние нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов.
В моральном отношении человек может быть крайне отрицательной личностью, но юридической ответственности он не подлежит, если не совершает никаких противоправных поступков.
Само общество, его коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты.
При этом моральное воздействие может быть не менее действенным, чем правовое, а иногда и более эффективным.
Последствия же аморального поведения могут быть самыми тяжелыми и непоправимыми.
3.
Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации.
Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей – участников общественной жизни.
Их появление не связано с волей законодателей или других правотворящих лиц.
Моральные нормы и принципы, возникая под влиянием определенных социальных условий в различных слоях и группах общества, распространяются затем на более широкий круг субъектов, становятся устойчивыми правилами и мотивами поведения.
При этом нельзя точно указать ни время, ни причины, ни порядок возникновения тех или иных этических норм, ни сроков их действия.
Возникая постепенно, стихийно, они также незаметно уходят в прошлое, теряют силу.
Но моральные нормы – это не только неписаные заповеди и требования (хотя таких абсолютное большинство).
Многие из них содержатся, например, в программных и уставных документах различных общественных объединений, литературных и религиозных памятниках, исторических летописях, хрониках, манускриптах, запечатлевших правила человеческого бытия.
Некоторые нравственные правила органически вплетаются в статьи и параграфы законов, иных правовых актов, о чем подробно будет сказано ниже.
Тем не менее в отличие от права, которое представляет собой логически стройную и структурированную систему, мораль
относительно свободное, внутренне несистематизированное образование.
4.
Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей.
Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей; правомерного
– неправомерного, законного – незаконного, наказуемого – ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д.
Иными словами, у них разные оценочные критерии, социальные мерки.
В связи с этим нормы права содержат в себе более или менее подробное описание запрещаемого или разрешаемого действия, точно указывают нужный вариант поведения, отличаются четкостью, формальной определенностью, властностью, как правило, заранее устанавливают санкцию за нарушение данного предписания, тогда как
нравственные нормы не имеют такой степени детализации

[Back]