Проверяемый текст
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.
[стр. 56]

56 нравственные нормы не имеют такой степени детализации и не предусматривают заблаговременно объявляемый вид ответственности.
Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение.
Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е.
не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом
он носит процессуальный характер.
Его соблюдение столь же обязательно, как и соблюдение материальных правовых норм.
Человек
наказывается от имени государства, поэтому к юридической ответственности нельзя привлечь в произвольной форме.
Иной характер носит «воздаяние» за нарушение нравственности.
Здесь четкой процедуры нет.

Наказание выражается в том,, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.).
Это
ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми.
Право и мораль различаются по уровню требований.
предъявляемых к поведению человека.
Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции.
Например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления.
Мораль не терпит никакого антиобщественного поведения, в чем бы оно ни выражалось, в то время как право наказывает наиболее злостные случаи таких эксцессов.
[стр. 230]

и не предусматривают заблаговременно объявляемый вид ответственности.
5.
Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение.
Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е.
не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом
он носит процессуальный характер.
Его соблюдение столь же обязательно, как и соблюдение материальных правовых норм.
Человек
накалывается от имени государстна, поэтому к юридической ответственности нельзя привлечь в произвольной форме.
Иной характер носит «воздаяние» за нарушение нравственности.
Здесь четкой процедуры нет.

11аказанис выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.).
Это
ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми.
Мораль не располагает тем набором средств принуждения, который имеется у права – заранее продуманная и широко известная система санкций.
6.
Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека.
Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо больше, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции.
Например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления.
Мораль не терпит никакого антиобщественного поведения, в чем бы оно ни выражалось, в то время как право наказывает наиболее злостные случаи таких эксцессов.

Нравственность выверяет поступки людей категорией совести, повелевает блюсти не только закон, но и долг, внутренние побуждения, считаться с мнением окружающих сограждан.
Она более требовательна к поведению индивида.
Право не в состоянии заставить человека быть нсегда и во всем предельно честным, порядочным, правдивым, справедливым, отзывчивым, благородным, идти на самопожертвование, совершать героические поступки и т.д.
Этого законом не предпишешь.
Мораль же призывает и к этому.
Она ориентирует человека не на средний уровень, а на идеал.
«Авторитет нравственных законов бесконечно выше».
Мораль – оселок, эталон права.
Заметим здесь, что в нашей литературе появились возражения против формулы «право есть минимум нравственности», поскольку она якобы умаляет право, отодвигает его на второй план, делает чем-то второстепенным.
Думается, опасения эти напрасны.
Указанная формула вовсе не ставит право на второе место, не принижает его ценности и роли в обществе, а просто фиксирует тот факт, что право действительно не охватывает и не может охнатить всех требований морали, что оно регулирует более узкий круг общественных отношений и что оценочные критерии нранствснности более строгие.
В.Л Туманов совершенно справедливо подчерки нает, что «за отказ от права приходится рано или поздно платить не только крахом демократии, но также и моральной деградацией, и духовным обнищанием»2 .
Это означает, что «отказываться» ни от права, ни от морали ни в коем случае нельзя.
7.
Право и мораль различаются по сферам действия.
Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают.
Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управлении, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих

[Back]