Проверяемый текст
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.
[стр. 61]

61 детях, трудовых спорах.
Во всех этих случаях требуется не только правовая, но и моральная характеристика субъектов и самих этих конфликтов.
«Правосудие,
писал выдающийся русский юрист А.Ф.
Кони, не может быть отрешено от справедливости, а последняя состоит вовсе не в одном правомерном применении карательных санкций.
Судебный деятель всем своим образом действий относительно людей, к деяниям которых он призван приложить свой ум, труд и власть, должен стремиться к осуществлению нравственного закона».
Римские юристы называли право искусством добра и справедливости, а себя жрецами.

Правовые нормы служат и должны служить проводниками морали, закреплять и защищать нравственные устои общества.
И эффективность права во многом зависит от того, насколько полно, адекватно оно выражает эти требования.
Сила законов во сто крат увеличивается,
если они опираются не только на власть (особый аппарат), но и на мораль.
В свою очередь, действие морали, как и других социальных норм, в немалой степени зависит от четко функционирующей юридической системы.

Противоречия между правом и моралью.
Тесное взаимодействие норм права и морали не означает, что процесс этот ровный, гладкий, бесконфликтный.
Между ними могут возникать и довольно часто возникают острые противоречия, коллизии, расхождения.
Нравственные и правовые требования не всегда и не во всем согласуются, а нередко прямо противостоят друг другу.
Эти нестыковки, противоречия имеют как социальное, так и диалектическое происхождение.

Следует сказать, что оптимальное совмещение этического и юридического всегда было трудноразрешимой проблемой во всех
[стр. 233]

хулиганство, клевета, оскорбление, унижение чести и достоинства, понятий цинизма, корысти, стяжательства, «низменных побуждений», выступающих мотивами многих правонарушени и.
То же самое относится к делам о выселении за невозможностью совместного проживания, о расторжении брака и решении вопроса о детях, трудовых спорах.
Во всех этих случаях требуется не только правовая, но и моральная характеристика субъектов и самих этих конфликтов.
«Правосудие,
– писал выдающийся русский юрист Д.Ф.
Кони, – не может быть отрешено от справедливости, а последняя состоит вовсе не в одном правомерном применении карательных санкций.
Судебный деятель всем своим образом действий относительно людей, к деяниям которых он призван приложить свой ум, труд и власть, должен стремиться к осуществлению нравственного закона».
Римские юристы называли право искусством добра и справедливости, а себя жрецами.

Нельзя нарушить государственный закон, не нарушая морали.
Поэтому при разрешении любого дела на судейском столе помимо правового незримо «лежит» и нравственный кодекс.
И они не только не исключают, а предполагают и дополняют друг друга.
В принципе праАотйАФ.Собр.соч.Т.4.М.,1967.С.51.
1 повой кодекс должен основываться на моральном.
И.А.
Ильин отмечал, что когда человек имеет дело с нормами, выражающими правовое и нравственное сознание человека, то он получает возможность повино-наться им не только за страх, но и за совесть.
Правовые нормы служат и должны служить проводниками морали, закреплять и защищать нравственные устои общества.
И эффективность права во многом зависит от того, насколько полно, адекватно оно выражает эти требования.
Сила законов во сто крат увеличивается,
гели они опираются не только на власть (особый аппарат), но и на мораль.
В свою очередь, действие морали, как и других социальных норм, в немалой степени зависит от четко функционирующей юридической системы.

Ведь все эти регуляторы составляют единое нормативное поле.
В.С.
Соловьев определял право как «принудительное требо-пание осуществления минимального добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла».
Противоречия между правом и моралью.
Тесное взаимодействие норм права и морали не означает, что процесс этот ровный, гладкий, бесконфликтный.
Между ними могут возникать и довольно часто возникают острые противоречия, коллизии, расхождения.
Нравственные и правовые требования не всегда и не во всем согласуются, а нередко прямо противостоят друг другу.
Эти нестыковки, противоречия имеют как социальное, так и диалектическое происхождение,
вытекают из действия закона единства и борьбы противоположностей.
, Следует сказать, что оптимальное совмещение этического и юридического всегда было трудноразрешимой проблемой во всех
правовых системах.
И, как показывает опыт, идеальной гармонии здесь обычно достичь не удастся – противоречия неизбежно сохраняются, возникают новые, усугубляются старые.
Их можно в какой-то мере сгладить, ослабить, уменьшить, но не снять полностью.
Разумеется, отдельные из них можно волевым порядком устранить, другие – не допустить, но в целом как объективное явление они остаются.
Вообще, вершин нравственности еще ни одному обществу достичь не удавалось, равно как и право никогда не выражало всей полноты моральных императивов.
Отсюда – «недоразумения» между данными феноменами.
При этом бывают коллизии поверхностные и глубинные, устойчивые.
Не следует смотреть на них во всех случаях как па какое-то «зло», с которым необходимо непременно «бороться».
Причины противоречий между правом и моралью заключаются уже к их

[Back]