Проверяемый текст
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.
[стр. 63]

63 эластичнее реагирует на происходящие изменения.
Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают элементы гибкости, стихийности.
Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.
Право и мораль не антиподы, а «соперники», они по-разному оценивают одни и те же факты, между ними тонкие грани и
взаимопереходы.
На этой почве нередко происходят «лобовые столкновения», так как мораль требует от человека гораздо большего, чем право, судит строже.
«Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что моралью осуждается»,
писал Гегель.
В этом легко убедиться на простых житейских примерах.

Известно, что фактический (незарегистрированный) брак не влечет никаких юридических последствий, и отец ребенка, родившегося в таком браке, не обязан по закону платить алименты, оказывать материальную помощь.
По закону
да, а по совести, по морали? Например, восемнадцатилетняя девушка, выйдя замуж, потребовала выделения своей доли из общей жилплощади, на которой проживали отец, мать и старший брат.
Несмотря на уговоры и категорические возражения родителей против дележа (размена) квартиры, она твердила одно: я имею право.
Никакие моральные соображения, возмущение соседей, знакомых ее не смущали.

Статья 229 ГК РФ (ч.
2) гласит: «Нашедший вещь вправе потребовать от лица, управомоченного на получение вещи, вознаграждение за находку в размере до двадцати процентов стоимости вещи».
Однако абсолютное большинство граждан не претендуют на эти законные проценты.
Интересно, почему? Очевидно, останавливают чисто человеческие, моральные нормы.
И это также противоречие.
[стр. 234]

специфике, в том, что у них разные методы регуляции, различные 1 Соловьев Н.С.
Оправдание добра.
11раистпс111ая философия Собр соч : В 2 т.
М., 1988 Т.1.С.14.
подходы, критерии при оценке поведения субъектов.
Имеет значение неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоев, групп, классов.
Расхождения между правом и моралью вызываются сложностью и противоречивостью самой жизни, бесконечным разнообразием возникающих в ней ситуаций, появлением новых тенденций в общественном развитии, неодинаковым уровнем нравственного и правового сознания людей, изменчивостью социальных условий и т.д.
Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно отстает от течения жизни, к тому же, в нем самом немало коллизий.
Даже самое совершенное законодательство содержит пробель?, недостатки.
Мораль же более подвижна, динамична, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения.
Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают элементы гибкости, стихийности.
Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.
Право и мораль не антиподы, а «соперники», они по-разному оценивают одни и те же факты, между ними тонкие грани и
пзаимоперехо-ды.
На этой почве нередко происходят «лобовые столкновения», так как мораль требует от человека гораздо большего, чем право, судит строже.
«Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что моралью осуждается».

В этом легко убедиться на простых житейских примерах.

Первая ситуация.
Известно, что фактический (незарегистрированный) брак не влечет никаких юридических последствий, и отец ребенка, родившегося в таком браке, не обязан по закону платить алименты, оказывать материальную помощь.
По закону
– да, а по совести, по морали? Вторая ситуация.
Восемнадцатилетняя девушка, выйдя замуж, потребовала выделения своей доли из общей жилплощади, на которой проживали отец, мать и старший брат.
Несмотря на уговоры и категорические возражения родителей против дележа (размена) квартиры, она твердила одно: я имею право.
Никакие моральные соображения, возмущение соседей, знакомых ее не смущали.

Третья ситуация.
Молодые матери, не желая воспитывать своих детей, оставляют их в роддоме.
В «отказных расписках» они пишут, что не будут иметь претензий к будущим их усыновителям.
Законом это не запрещено, право молчит, а нравственное чувство оскорбляется, эти мамы ощущают на себе мощный моральный прессинг.
Правда, в последнее время участились случаи оставления детей в родильных домах Гегель.
Работы разных лет.
Т.
2.
М., 1973.
С.
32.
Из-за нужды, материальных затруднений, что в какой-то мере оправдывает их и морально.
Например, только в одной Тюмени и только за 1997 г.
отказались от своих новорожденых 42 матери, заявив, что у них нет средств на содержание детей.
Надо полагать, Тюмень – не исключение.
В более крупных городах соответственно и цифры будут более высокими.
Так же неоднозначно оцениваются правом и моралью, например, аборты (искусственное прерывание беременности), супружеская неверность или, скажем, бесконечное заключение и расторжение одним и тем же лицом брака, разные формы «комбинаторства», «умения жить» и т.д.
Подобных морально-правовых дилемм и коллизий в жизни немало.
По некоторым из перечисленных примеров законодатель несколько раз менял свою позицию.
Кроме того, бывают просто недемократические, антигуманные законы.
Например, в советском Уголовном кодексе были статьи, фактичес, ки поощрявшие доносительство и требовавшие от свидетелей давать

[Back]