Проверяемый текст
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.
[стр. 65]

65 В российской печати приводился факт, когда молодой человек, инженер по образованию, предъявил иск о возмещении материального ущерба, причиненного ему в результате пожара, возникшего по вине малолетнего ребенка в доме, где он снимал комнату.
Ребенок и все имущество при пожаре погибли.

Но несчастье и большое горе смутило исковом заявлении он скрупулезно перечислял все свои вещи, вплоть до галстуков и носков.
При этом общая сумма иска по тем временам (70-е гг.) была незначительной.
Ясно, что такое поведение этого гражданина в данной конкретной ситуации не могло получить одобрения со стороны общественного мнения и морали, хотя оно и является с точки зрения закона правомерным.
Позиции права и нравственности в оценке возникшего конфликта разошлись.
Формально суд может удовлетворить иск, но мораль будет не на его стороне.
Впрочем, найдутся и такие, кто вполне согласится с подобным решением.
В этом и заключается противоречие между нравственным и правовым
сознанием.
Поэтому не всегда верно утверждение, что, раз по закону, по праву, то, значит, и «по совести», по морали, как и наоборот.
В жизни все гораздо сложнее.
Нередко человек судит себя сам, взвешивает на весах справедливости свои поступки.
Приведем еще один характерный случай.
Он и она, не зарегистрировав брак, прожили вместе, одной семьей,
пять лет.
С первых дней она, чтобы доказать свое доверие к нему, ежемесячно вносила на его
сберкнижку часть своей зарплаты.
То же самое делал и он.

Впоследствии, не сойдясь характерами, разошлись.
И вот он рассуждает: «Когда перед этим я задумывался о необходимости разойтись, я не знал, как должен поступить с деньгами, скопившимися
[стр. 235]

изобличающие показания против родителей и близких родственников.
В период сталинщины вообще действовало репрессивное законодательство, нарушавшее элементарные права человека.
История знает жестокие, бесчеловечные, фашистские законы, не укладывающиеся в рамки морали.
Недопустима с моральной точки зрения смертная казнь.
Тем не менее во многих странах мира она существует, и с этим в силу необходимости приходится считаться.
Более того, по данным многочисленных социологических опросов, примерно 70-80% населения выступают за ее сохранение по наиболее тяжким видам преступлений.
Таково пока правосознание большинства людей.
Россия в этом отношении не исключение.
Вообще же, смертная казнь – сложная социальная, этическая и юридическая проблема, требующая отдельного разговора.
1 Хотя в основе права лежит мораль, это вовсе не значит, что право механически закрепляет все веления морали, независимо от их сути и принадлежности.
Мораль неоднородна, отражает устремления различных социальных групп, слоев, классов, в ней могут противоборствовать взаимоисключающие взгляды.
Ф.
Энгельс писал: «Представления людей о добре и зле так менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили друг другу».
В идеале все нормы права должны основываться на нормах морали, как бы воспроизводить их на языке законов, но так бывает далеко не всегда.
Мораль, как правило, «шагает впереди», но иногда и юридические установления служат для морали ориентиром и могут оказывать на нее Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.
Т.
20.
С.
94.
опережающее воздействие.
«Именно через право, к примеру, шел процесс преодоления кровной мести – одного из непреложных постулатов морали прежних времен».
Да и сейчас этот обычай кое-где еще сохранился, и право ведет с ним борьбу, как и вообще против всех старых пережитков, которые никак не могут питать право.
Напротив, право должно всячески вытеснять эти рудименты.
Однако отдельные подобные примеры не могут поколебать общего принципа о том, что в основе права лежит мораль, а не наоборот.
Другое дело – противоречия между ними.
И при столкновении права и морали предпочтение должно отдаваться все же моральным требованиям кай более высоким.
Нередко создаются ситуации, когда закон нечто разрешает, а мораль запрещает, и наоборот, закон запрещает, а мораль разрешает.
Отсутствие же согласия и «взаимопонимания» между ними сказывается в конечном счете на регулятивных и воспитательных возможностях обоих этих средств.
Требуется корректировка соответствующих норм, гармонизация нравственного и правового сознания.
Иногда жизненные коллизии ставят суды в затруднительное положение.
В нашей печати приводился факт, когда молодой человек, инженер по образованию, предъявил иск о возмещении материального ущерба, причиненного ему в результате пожара, возникшего по вине малолетнего ребенка в доме, где он снимал комнату.
Ребенок и все имущество при пожаре погибли.

Несчастье и большое горе владельца дома нисколько не смутили его.
В исковом заявлении он скрупулезно перечислял все свои вещи, вплоть до галстуков и носков.
При этом общая сумма иска по тем временам (70-е гг.) была незначительной.
Ясно, что такое поведение этого гражданина в данной конкретной ситуации не могло получить одобрения со стороны общественного мнения и морали, хотя оно и является с точки зрения закона правомерным.
Позиции права и нравственности в оценке возникшего конфликта разошлись.
Формально суд может удовлетворить иск, но мораль будет не на его стороне.
Впрочем, найдутся и такие, кто вполне согласится с подобным решением.
В этом и заключается противоречие между нравственным и правовым


[стр.,236]

сознанием.
Поэтому не всегда верно утверждение, что, раз по закону, по праву, то, значит, и «по совести», по морали, как и наоборот.
В жизни все гораздо сложнее.
Нередко человек судит себя сам, взвешивает на весах справедливости свои поступки.
Приведем еще один характерный случай.
Он и она, не зарегистрировав брак, прожили вместе, одной семьей,
5 лет.
С первых дней она, чтобы доказать свое доверие к нему, ежемесячно вносила на его
сберАлексеев С.С.
Теория права.
М„ 1994.
С.
69.
книжку часть своей зарплаты.
То же самое делал и он.

Потом, не сойдясь характерами, разошлись.
И вот он рассуждает: «Когда перед этим я задумывался о необходимости разойтись, я не знал, как должен поступить с деньгами, скопившимися
на книжке.
Но наконец понял, что ничего предосудительного не совершу, если оставлю все деньги себе.
Так я и сделал.
Но почему-то мои сослуживцы и знакомые порицают меня, заявляя, что я совершил подлость».
Таким образом, «фактический» супруг, попросту говоря, обобрал «фактическую» супругу, не переступая при этом грани закона, но попал под жесткий моральный бойкот.
Множество острейших коллизий между правом и моралью возникает вокруг дележа наследства после смерти родственников.
Существует и проблема морального злоупотребления правом.
Например, в свое время были весьма распространены случаи (да и сейчас еще сохранились), когда владельцы старых, подлежащих сносу домов «дарили» часть этих строений своим родственникам, зная, что государство обязано затем предоставить жилплощадь каждому жильцу сносимого владения.
Или такая форма обмана: супружеская чета, прожив вместе 30 лет, вдруг затевает «развод».
При этом с отцом остается взрослая дочь, а с матерью – взрослый сын.
«Разводники» понимают, что в этом случае каждому положена отдельная комната.
В результате вместо двух комнат получали четыре.
В условиях кризисного состояния российского общества противоречия между правом и моралью крайне обострились.
Резко понизился ! порог нравственных требований, предъявляемых к личности.
«Первоначальное накопление капитала», «черный бизнес», безудержная погоня за наживой, легализация многих сомнительных форм обогащения сильно подорвали моральные устои.
Изменились социальные и духовные ценности, критерии престижа индивида.
«Героями нашего времени», как правило, становятся ловкие, нахрапистые дельцы, люди, «умеющие жить».
Мораль их уже и не особенно осуждает, а скорее оправдывает.
Этим даже бравируют.
Обесценен честный труд.
«Простых работяг» массовое сознание не поддерживает, а «жалеет» как не приспособившихся к новым реалиям.
Мораль стала более терпима и снисходительна к разного рода ловкачеству, жульничеству, противоправным действиям.
Наблюдается общее падение нравов, культуры, совестливости.
Возросло число людей с низменными страстями и помыслами.
Честный человек – не авторитет, а предмет насмешек, глумления, бал правит нравственный беспредел.
Современное состояние морали в российском обществе наиболее полно и адекватно охарактеризовал (пожалуй, впервые за последние годы) святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Выступая 23 декабря 1998 г.
на ежегодном собрании столичного духовенства с четырехчасовым докладом, он отметил, что в настоящее время идет «ускоренное строительство общемировой системы зла.
Население целенаправленно организуется на сатанинских принципах лжи, подлога, обмана, поклонения внешней грубой силе.
Внедряются как начала «нормальной» жизни жадность, эгоизм, амбиции, разврат, наркотики, любовь к удовольствиям и развлечениям

[Back]