Проверяемый текст
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.
[стр. 69]

69 * A законодательству.
Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений.
Правовой обычай является одним из источников (форм) права.

Статья 5 ГК РФ, посвященная обычаям делового оборота, гласит: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе».

В ст.
848 ГК говорится: «Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленные в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное».
Аналогичные ссылки на обычаи содержатся в ст.

ст.
852, 853, 862 и других нормах ГК РФ.
Примером правовых обычаев можно назвать ст.
ст.
130, 131, 132 Кодекса торгового мореплавания РФ 1999г.
40 Статья 99 Конституции РФ, не употребляя слова «обычай», тем не менее закрепляет давно сложившееся правило, согласно которому «первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат».
По мнению Е.В.
Колесникова, именно на основе соответствующих обычаев изданы указы Президента РФ о Дне государственного флага,
о символике России, о возвращении некоторым городам и населенным пунктам их старинных названий; введена процедура инаугурации (вступления в должность) избранных народом президентов и губернаторов, принятия ими присяги.
Сохраняется
40 Российская газета.
1999.
30 апреля, 1-5 мая.
[стр. 238]

рождения, устройство свадьбы, новоселий и т.д.).
Традиции обязывают...
Поэтому каждый стремится к тому, чтобы не ронять своего достоинства в глазах других людей, не выбиваться из общего ряда, следовать сложившемуся порядку вещей, поступать как все, как принято, как завещано.
Те, кто не придерживается этих канонов, могут оказаться в положении бойкота со стороны окружающих, прослыть «белой вороной», эгоистом и т.д.
В юридической науке обычаи подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые, или общегражданские.
Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу.
Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм.
Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться*.
Например, в п.
1 ст.
19 ГК РФ говорится: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая».
Но во всех случаях правовые обычаи должны находится в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами.
И, конечно, они не могут противоречить действующему законодательству.
Правовые обычаи призваны способствовать правореализаци-онному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений.
Правовой обычай является одним из источников (форм) права.

Примеры правовых обычаев.
Статья 5 ГК РФ, посвященная обычаям делового оборота, гласит: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области
правопри-менительиой деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе».
В ст.
848 того же Кодекса говорится: «Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное».
Аналогичные ссылки на обычаи содержатся в статьях
852, 853, 862 и других нормах Гражданского кодекса.
Статья 129 действующего Кодекса торгового мореплавания от 31 марта 1999 г.
гласит, что день и час подачи уведомления о готовности судна к погрузке определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения – обычаями данного порта.
Статья 99 Конституции РФ, не употребляя слова «обычай», тем не менее закрепляет давно сложившееся правило, согласно которому «первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат».
По мнению Е.В.
Колесникова, именно на основе соответствующих обычаев изданы указы Президента РФ о Дне Государственного флага
РФ, о символике России, о возвращении некоторым городам и населенным пунктам их старинных названий; введена процедура инаугурации (вступления в должность) избранных народом президентов и губернаторов, принятия ими присяги2 .
Сохраняется
обычай увековечивать память выдающихся людей – государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, поэтов, художников; лиц, погибших в Великой Отечественной войне.
Подробнее см.: Сергеева Г.Д.Обьпай как источник права //Правоведение 1997.
№2.
2 См.: Колесников Е.
В.
Источники российского конституционного права.
Саратов, 1998.
С.
179-190.
Что касается неправовых (общегражданских) обычаев, то их великое множество, и те из них, которые носят прогрессивный характер, право

[стр.,384]

ности, субъективные права и обязанности.
В настоящее время статья 5 ГК РФ расширяет их круг и вводит также обычай делового оборота: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются».
Что касается вопроса о том, что считать нарушением законности, то, как нам представляется, здесь следует согласиться с мнением Н.В.
Вит-рука, который полагает, что не всякое нарушение закона есть нарушение законности.
Но аргументация авторской позиции основана не на особенностях субъектов законности, а на логико-семантической интерпретации категории законности.
Существительное законность образовано от сравнительного прилагательного законный, и оно указывает не на состояние, а на процесс или движение.
Причем слово «законность» употребляется в значении множественного числа.
Не случайно его антонимом выступает термин «беззаконие».
Логическая конструкция законности представляет собой не менее высокую степень абстракции, чем право.
А содержание его многоаспектно и собирательно.
Следовательно, нарушением законности являются не единичные факты нарушения юридической нормы – это только предпосылка, а их совокупность, когда можно говорить о беззаконии применительно к конкретным правоотношениям.
Однако следует подчеркнуть, что юридическая практика идет по другому пути.
Она считает любое нарушение правовой нормы нарушением законности.
В качестве подтверждения сделанных выводов относительно содержания понятия законности могут быть использованы ее принципы.
Принципы – это исходные начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения субъектов по поводу необходимости соблюдения законов.
Они обусловлены закономерностями общественного развития.
С этой точки зрения принципы законности опосредованно регулируют социальные отношения и выражают устоявшиеся в обществе взгляды на содержание нормативно-правовых актов, а следовательно, на необходимость их строгого соблюдения и исполнения всеми участниками правовых отношений.
В юридической литературе приводится различное количество принципов законности.
На наш взгляд, наиболее адекватно отражают суть рассматриваемого явления следующие: 1) единство законности; 2) гарантированность основных прав и свобод граждан; 3) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение; 4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности; 5) взаимосвязь законности и культурности.
Единство законности – основополагающий принцип.
В известном письме «О «двойном» подчинении и законности» В.И.
Ленин писал: «Есть ли высокомерие в том взгляде, что законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик? ...Законность должна быть одна, и основным злом во всей нашей жизни и во всей нашей некультурности является попустительство исконно русского взгляда и привычки полудикарей, желающих сохранить законность калужскую в отличие от законности казанской» .
Для претворения в жизнь принципа единой законности в стране должны сложиться соответствующие социально-экономические и политико-юридические

[Back]