Проверяемый текст
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.
[стр. 70]

70 обычай увековечивать память выдающихся людей государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, поэтов, художников; лиц, погибших в Великой Отечественной войне.
Что касается не правовых (общегражданских) обычаев, то их великое множество, и те из них, которые носят прогрессивный характер, право
поддерживает; к другим относится безразлично (нейтрально), поскольку они не причиняют никакого вреда, с третьими (вредными) ведет борьбу, стремится вытеснить их (пьянство, некоторые местные традиции горских народов калым, выкуп невесты, кровная месть, феодально-байские пережитки в семье, разного рода предрассудки, отдельные нормы шариата, публичные казни).
Есть обычаи, которые связаны с религиозной или расовой нетерпимостью, неравенством полов и т.д.
Но, например, ношение холодного оружия
как атрибута национального костюма допускается.
Снисходительно
относятся к умыканию невесты (чаще всего с согласия «похищаемой») при условии, что жених ее не обесчестил.
Хотя по закону такое деяние наказуемо.
Право, государство подходят к тем или иным обычаям
дифференцированно старые, неугодные отсекаются; новые, полезные поощряются.
Следует иметь в виду, что в обычаях есть немало консервативного, застывшего, неприемлемого.
Это
наслоение ушедших времен.41 В связи с развитием в России рыночных отношений и переходом от запретительных методов правового регулирования к дозволительным роль юридических обычаев возрастает.
К этому ведет расширение экономической свободы личности, действие принципа «не запрещенное
41 СЗ РФ.
1997.
N 39.
Ст.
4465; Российская газета.
2000.
30 марта.
[стр. 238]

рождения, устройство свадьбы, новоселий и т.д.).
Традиции обязывают...
Поэтому каждый стремится к тому, чтобы не ронять своего достоинства в глазах других людей, не выбиваться из общего ряда, следовать сложившемуся порядку вещей, поступать как все, как принято, как завещано.
Те, кто не придерживается этих канонов, могут оказаться в положении бойкота со стороны окружающих, прослыть «белой вороной», эгоистом и т.д.
В юридической науке обычаи подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые, или общегражданские.
Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу.
Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм.
Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться*.
Например, в п.
1 ст.
19 ГК РФ говорится: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая».
Но во всех случаях правовые обычаи должны находится в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами.
И, конечно, они не могут противоречить действующему законодательству.
Правовые обычаи призваны способствовать правореализаци-онному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений.
Правовой обычай является одним из источников (форм) права.
Примеры правовых обычаев.
Статья 5 ГК РФ, посвященная обычаям делового оборота, гласит: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области правопри-менительиой деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе».
В ст.
848 того же Кодекса говорится: «Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное».
Аналогичные ссылки на обычаи содержатся в статьях 852, 853, 862 и других нормах Гражданского кодекса.
Статья 129 действующего Кодекса торгового мореплавания от 31 марта 1999 г.
гласит, что день и час подачи уведомления о готовности судна к погрузке определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения – обычаями данного порта.
Статья 99 Конституции РФ, не употребляя слова «обычай», тем не менее закрепляет давно сложившееся правило, согласно которому «первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат».
По мнению Е.В.
Колесникова, именно на основе соответствующих обычаев изданы указы Президента РФ о Дне Государственного флага РФ, о символике России, о возвращении некоторым городам и населенным пунктам их старинных названий; введена процедура инаугурации (вступления в должность) избранных народом президентов и губернаторов, принятия ими присяги2 .
Сохраняется обычай увековечивать память выдающихся людейгосударственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, поэтов, художников; лиц, погибших в Великой Отечественной войне.
Подробнее см.: Сергеева Г.Д.Обьпай как источник права //Правоведение 1997.
№2.
2 См.: Колесников Е.
В.
Источники российского конституционного права.
Саратов, 1998.
С.
179-190.
Что касается неправовых (общегражданских) обычаев, то их великое множество, и те из них, которые носят прогрессивный характер, право


[стр.,239]

поддерживает; к другим относится безразлично (нейтрально), поскольку они не причиняют никакого вреда, с третьими (вредными) ведет борьбу, стремится вытеснить их (пьянство, некоторые местные традиции горских народовкалым, выкуп невесты, кровная месть, феодально-байские пережитки в семье, разного рода предрассудки, отдельные нормы шариата, публичные казни и т.д.).
Есть обычаи, которое связаны с религиозной или расовой нетерпимостью, неравенством полов и т.д.
Но, например, ношение холодного оружия
(кинжала) как атрибута национального костюма допускается.
Снисходительно
относится право и к умыканию невесты (чаще всего – с согласия «похищаемой») при условии, что жених ее не обесчестил.
Хотя по закону такое деяние наказуемо.
Право, государство подходят к тем или иным обычаям
дифференцировано – старые, неугодные отсекаются; новые, полезные поощряются.
Следует иметь в виду, что в обычаях есть немало консервативного, застывшего, неприемлемого.
Это
наслоение ушедших времен.
В связи с развитием в России рыночных отношений и переходом от запретительных методов правового регулирования к дозволительным роль юридических обычаев возрастает.
К этому ведет расширение экономической свободы личности, действие принципа «не запрещенное
законом разрешено», стимулирование предпринимательства, частной инициативы.
Право и религия.
Как известно, церковь отделена от государства, но она не отделена от общества, с которым связана общей духовной, нравственной, культурной жизнью.
Она оказывает мощное воздействие на сознание и поведение людей, выступает важным стабилизирующим фактором.
Вес представители религиозных организаций, объединений, конфессий, общин, которые существуют на территории Российской Федерации, руководствуются при осуществлении ими конституционного права па свободу совести как своими внутрирелигиозными правилами и убеждениями, так и действующим законодательством РФ.
В настоящее время только Русская Православная Церковь насчитывает 127 епархий, свыше 19 тыс.
приходов и 478 монастырей.
Последним основным правовым актом, регулирующим деятельность всех видов религий в России (христианство, иудаизм, ислам, буддизм), является Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.
Данный закон определяет также взаимоотношения между церковью и официальной властью, в нем переплетаются правовые и некоторые религиозные нормы.
Церковь уважает право, законы, установленный в государстве порядок, а государство гарантирует возможность свободной религиозной деятельности, не противоречащей принципам общественной морали и гуманизма.
Свобода вероисповедания – важнейшая черта гражданского демократического общества.
Возрождение религиозной жизни, уважение чувств верующих, восстановление порушенных в свое время храмов – несомненное духовное достижение новой России.
О тесной взаимосвязи права и религии говорит то г факт, что многие христианские заповеди, такие, например, как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и другие закреплены в законе и рассматриваются им как преступления.
В мусульманских странах право вообще основывается в

[Back]