Проверяемый текст
Долгачева Оксана Игоревна. Криминалистические основы расследования преступлений в сфере потребительского рынка нефтепродуктов (Диссертация, 31 марта 2010)
[стр. 107]

107 виду преступной деятельности имеется своя константа1.
Исходя из закономерност, выявленной А.
Кетле, картина увеличения «темного числа», кроме всего прочего, означает не что иное, как усиление противодействия расследованию, с одной стороны, а с другой существенное увеличение
процессуально-тактического риска при расследовании преступлений1 2.
Причины латентной преступности в сфере
экономики и ее роста кроются, конечно, не в регистрационных системах правонарушений.
Сама преступная деятельность в своей структуре имеет, на наш взгляд, атрибутивную (обязательную) функцию защиты.
Сокрытие преступлений
экономической направленности не «экзотический», а типовой и существенный фактор, который влияет на величину «темного числа».
Если сказать проще, то за многими незарегистрированными и зарегистрированными, но нераскрытыми преступлениями
экономической направленности может стоять инсценировка и фальсификация, маскировка, уничтожение и утаивание доказательственной информации суть проявление защитной функции механизма преступной деятельности.
По нашему представлению, сущность признаков преступления экономической направленностики состоит в том, что нарушено соответствие («равновесие») между объявленной нормой уголовного закона и поведением субъекта.
Возникли «ножницы» между должным и сущим, между тем, как «должно быть» и тем, как «эго есть».
Криминальная ситуация это оценочное интегральное понятие, характеризующее вероятностное знание о признаках преступления экономической направленности, выраженных в общей следовой 1 См.: Шнайдер Г.Й.
Криминология: Пер.
с нем.
/ Под обш.
рсд.
и с предисл.
JI.O.
Иванова.
-М.: Прогресс Универе, 1994.
С.
125.
2 См.
работы: Белкин Р.С.
Сокрытие преступления как форма противодействия расследованию // Курс криминалистики: Учебник.
3-е изд.
М.: Закон и право, 2001.
С.
763-776 Журавлев С.Ю.,
Лувип А.Ф.
Нейтрализация противодействия расследованию
И Криминалистика: расследование преступлений в сфере экономики: Учебник / I юл ред.
13.Д.
Грабовского и А.Ф.
Лубина.
Н.
Новгород: НВШ МВД России, 1995.
С.
344-383; и др.
[стр. 94]

94 в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства, непосредственного подчинения ГУВД по Нижегородской области, то доля выявленных присвоений или растрат ГСМ или денежных средств составляет не более 20%\ Характерные примеры.
По заявлению директора ООО «Русагро НН» по факту присвоения водителем организации Галаниным А.М.
бензина с выданной ему электронной карты, предназначенной для заправки служебной автомашины, отделом дознания УВД по Нижегородскому району возбуждено 11 уголовных дел по ч.
1 ст.
160 УК РФ (более 100 эпизодов).
По факту присвоения водителем организации Пушковым В.Н.
бензина с выданного ему электронного талона, предназначенного для заправки служебной автомашины, отделом дознания УВД по Нижегородскому району возбуждено уголовное дело по ч.
1 ст.
160 УК РФ (по 11 эпизодам преступной деятельности)1 2.
Во-вторых, исходя из закономерности, выявленной А.
Кетле, картина увеличения «темного числа», кроме всего прочего, означает не что иное, как усиление противодействия расследованию, с одной стороны, а с другой — существенное увеличение
правового, процессуально-тактического риска при расследовании преступлений3.
Суть в том, что объективно имеется проблема «распознавания» и оценки признаков преступления, например, предусмотренного ч.
1 ст.
171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») и фактами незаконной реализацией ГСМ или иной продукции, которые квалифицируются как административные правонарушения.
Так, в результате проверки мат'азина «Автозапчасти» ИП Шелепова Д.И., расположенного по адресу: г.
Н.Новгород, ул.
Челюскинцев, 26.
установлено, что в вышеуказанном магазине «осуществлялась реа1 Уместно напомнить, что количественная экспертная оценка является усредненной, что означает исключение крайних оценок.
, 2 Уголовные дела № 502226, № 50730.
3 Нурутдинов О.А.
Функция защиты механизма преступной деятельности в сфере экономики и процессуально-тактические риски расследования // Проблемы тактики и методики расследования преступлений: Сборник научных статей.
Тюмень, 2004.
С.
143150.


[стр.,95]

95 лизация моторных масел с маркировкой «Castrol-Magnatec-Disel» 5W-40, «ESSO-Ultra» 10W-40 без сопроводительных документов, без сертификатов соответствия, без маркировки знаком по ГОСТ 50460-92, без информации для потребителя на русском языке».
Составлен административный протокол по ст.
ст.
14.15, 14.4 ч.
1, 14.4 ч.
2 КоЛП РФ.
В аналогичном случае, в результате проверки торговой точки, расположенной на объездной дороге Дзержинск-Богородск изъято 60 бутылок стеклоомывающей жидкости «Автолюб» (без сопроводительных документов, производителя ООО «Торг-Лайн») на сумму 6000 рублей.
Сначала был составлен административный протокол по ст.
ст.
14.15, 14.4 ч.
1, 14.4 ч.
2 КоАП РФ.
Потом, по результатам проведенного исследования стеклоомывающей жидкости, в ее составе обнаружен метанол.
Материал административной проверки был переквалифицирован по ст.
238 УК РФ и был направлен в прокуратуру для возбуждения уголовного дела и проведения предварительного следствия1.
В-третьих, причины латентной преступности в сфере потребительского рынка нефтепродуктов кроются, конечно, в самой структуре правонарушений.
Сама преступная деятельность в своей структуре имеет, на наш взгляд, атрибутивную (обязательную) функцию защиты.
Сокрытие преступлений
в сфере экономики не «экзотический», а типовой и существенный фактор, который влияет на величину «темного числа».
Если сказать проще, то за многими незарегистрированными и зарегистрированными, но нераскрытыми преступлениями
в сфере потребительского рынка нефтепродуктов может стоять инсценировка и фальсификация, маскировка, уничтожение и утаивание доказательственной информации суть проявление защитной функции механизма преступной дея1 Справка о результатах работы Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства, непосредственного подчинения ГУВД по Нижегородской области в рамках операции «Энергия», 2008 г.


[стр.,96]

96 тельности1.
Закономерно, что по оценкам экспертов мошенничество в сфере потребительского рынка нефтепродуктов на основе коррупционных схем, величина «темного числа» составляет не менее 90%2.
Что касается «базового» вида преступлений на этом рынке незаконного предпринимательства то величина латентности определяется в 75%.
При существующей административной практике выявления правонарушений в сфере потребительского рынка нефтепродуктов, вероятно, данная цифра будет увеличиваться.
В ходе изучения следственной практики по уголовным делам о «простом» сочетании преступлений в сфере потребительского рынка нефтепродуктов нами были получены следующие данные3: 57% уголовных дел было возбуждено на основании материалов доследственной проверки в рамках оперативно-розыскной деятельности; 30% уголовных дел на основании материалов, собранных при проведении мероприятий, направленных на пресечение преступлений и иных правонарушений на потребительском рынке; 7% уголовных дел на основании результатов ревизий и инвентаризаций, проведенных по инициативе хозяйствующих субъектов (владельцев и арендаторов); 5% уголовных дел — на основании материалов, которые были выявлены в ходе расследования других преступлений; 1% уголовных дел было возбуждено по заявлению граждан.
Комментарии к этим данным сводятся к ряду положений.
1 См.
работы: Белкин Р.С.
Сокрытие преступления как форма противодействия расследованию // Курс криминалистики: Учебник.
3-е изд.
М.: Закон и право, 2001.
С.
763-776; Журавлев С.Ю.,
Лубгш А.Ф.
Нейтрализация противодействия расследованию // Криминалистика: расследование преступлений в сфере экономики: Учебник /
Под ред.
В.Д.
Грабовского и А.Ф.
Лубина.
Н.
Новгород: НВШ МВД России, 1995.
С.
344-383; и др*
2 ~ Существует прямо пропорциональная зависимость между функциями развития преступной деятельности и функцией противодействия расследованию.
См.
об этом: Лубин А.Ф.
Механизм преступной деятельности.
Методология криминалистического исследования.
Н.
Новгород: НЮИ МВД России, 1997.
С.
122-137.
3 См.
приложение №2.

[Back]