ния, которые представляют собой схематический, упрощенный, чрезвычайно устойчивый образ (154). Все характеристики человека содержат в себе скрытый оценочный смысл, источником которого является субъективная интерпретация реакций других людей на качества личности на фоне существующих стандартов. Для каждой социальной труппы стереотип представляет обобщение ее опыта в отношении социально-значимых объектов, процессов и явлений. Он способствует закреплению традиций и привычек, выступает средством защиты и самоутверждения личности. Стереотип не только выражает систему ценностей личности, но ется не только на основе собст своей социальной группы Для формирования аде] ки важно развивать рефлексив себя как личности. Вторым ц гих». Для того, чтобы сохраня мо наличие небольшого разр] Поэтому важно ие только аде альные, достижимые цели в пл Мера человека определя дает (выпадали) акты самоопр< определенный личностный групповыми. Он формиру0 и заимствуется готовым у я» и адекватной самооценпонимания и оценивания эоение «образа Я для друк саморазвитию, необходиьным» и «зеркальпым Я», дать себя, ио и ставить рейличности. ко часто на его долю выпа1из этих актов имеет в себе в том пути, который привел к принятию решепия. Осознание идеи преодоления в чем-то похолса на появление новой тенденции, определяющей жизнь человека. Здесь следует видеть новую размерность социокультурного пространства, описываемого системой тенденций, т.е. «идейного» пространства, с помощью которого человек проявляет свой психологический опыт. Модель представляет как бы результирующую, объединяющую через 237 |
ставляют собой схематический, упрощенный, чрезвычайно устойчивый образ. Все характеристики человека содержат в себе скрытый оценочный смысл, источником которого является субъективная интерпретация реакций других людей на качества личности на фоне существующих стандартов. Для каждой социальной группы стереотип представляет обобщение ее опыта в отношении социально-значимых объектов, процессов и явлений. Он способствует закреплению традиций и привычек, выступает средством защиты и самоутверждения личности. Стереотип не только выражает систему ценностей личности, но и соотносит их с групповыми. Он формируется не только на основе собственного опыта, но и заимствуется готовым у своей социальной группы. Для формирования адекватного «образа Я» и адекватной самооценки важно развивать рефлексивные способности понимания и оценивания себя как личности. Вторым шагом будет построение «образа Я для других». Для того, чтобы сохранялось стремление к саморазвитию, необходимо наличие небольшого разрыва между «реальным» и «зеркальным Я». Поэтому важно не только адекватно воспринимать себя, но и ставить реальные, достижимые цели в плане развития своей личности. Мера человека определяется тем, насколько часто на его долю выпадает (выпадали) акты самоопределения. Каждый из этих актов имеет в себе определенный личностный заряд, воплощенный в том пути, который привел к принятию решения. Осознание идеи преодоления в чем-то похожа на появление новой тенденции, определяющей жизнь человека. Здесь следует видеть новую размерность социокультурного пространства, описываемого системой тенденций, т.е. «идейного» пространства, с помощью которого человек проявляет свой психологический опыт. Модель представляет как бы результирующую, объединяющую через личностные решения интеллектуальные и материальные ресурсы человека. Процесс сопровождения в целом охватывает инструментальную систему, сово |