Проверяемый текст
Голуб, Ольга Юрьевна; Функционирование социальных механизмов адаптации на российском рынке труда (Диссертация 2002)
[стр. 19]

\ V 19 характеристики самого общества.
«Нормальность» общества, с точки зрения
Э.
Дюркгейма, обеспечивается жестким регулированием поведения человека на основе существующих норм.
Патологию общества (отсутствие норм достаточного количества или качества) Э.
Дюркгейм называл аномией.

Ч.
Порождая систематические отклонения от социальных норм, аномияЯ подготавливает и ускоряет перемены в обществе.
Если
исходить из интересов общества, то человек, соответствующий нормам, будет иметь высокий уровень адаптации, а общество будет обладать по отношению к нему высокой адаптирующей способностью и наоборот.
Роль механизма адаптации в обществе в условиях противоречий и конфликтов раскрывается в теории аномии Р.
Мертона .
Если у Э.
Дюркгейма под аномией понималось отсутствие норм, что можно было зафиксировать на * уровне индивидуального сознания индивидов.

Р.
Мертон трактует её как особое нравственно-психологическое состояние индивидуального иI общественного сознания, которое характеризуется разложением системы «моральных ценностей» и «вакуумом идеалов».

Мертон не только говорит о социальной и индивидуальной адаптации, классифицирует ее, но наиболее важно то обстоятельство, что, по его мнению, социальная адаптация не обязательно предполагает усвоение человеком социальных норм.
В процессе адаптации человек может, как принимать нормы, действующие в социуме вообще, или конкретной социальной среде в частности, так и отвергать их.
Следовательно, социальная адаптация человека, безусловно, связанная с социальными нормами и зависящая от них, не является отражением и порождением этих норм
направлена не от социума к индивиду, а от индивида к социуму2.
М.
Вебер в этом вопросе не пошел дальше допущения возможности* одновременного существования «нескольких систем
установлений»’.
1 Мертон Р.
Социальная теория и социальная
сфуктураУ/ Социс.
1992.
№2.
2 Мертон Р.
Социальная структура и аномия // Социс.
1992.
№ 2.
3
Вебер М.
О некоторых категориях понимающей социологии //
Набранные произведения.
М.„ 1990.
[стр. 64]

64 адаптации, как социального феномена, является взаимодействие личности либо группы людей с общественной средой, в ходе которого согласовываются и удовлетворяются потребности и ожидания обеих сторон.
Обращение к трудам классиков зарубежной социологии позволяет проследить наличие описаний данной социальной реальности и установить, что в рамках важнейших социологических теорий учёные пытались анализировать содержание социальной адаптации.
Примечательно, что в контексте рассматриваемого понятия не противостоят, а дополняют друг друга, такие противоположные системы взглядов как позитивизм и понимающая социология, концепция социального равновесия и теория аномии.
Так, Э.
Дюркгейм раскрывает социальную детерминацию человека через ось «норма патология», где каждый человек занимает определенное место, параметры которого определяются целым комплексом показателей27.
Носители нормы поддерживаются обществом, носители патологии отвергаются.
Показатель «нормативности» применяется, прежде всего, для характеристики самого общества.
«Нормальность» общества, с точки зрения
Дюркгейма, обеспечивается жестким регулированием поведения человека на основе существующих норм.
Патологию общества (отсутствие норм достаточного количества или качества) Э.
Дюркгейм называл аномией.

Порождая систематические отклонения от социальных норм, аномия подготавливает и ускоряет перемены в обществе.
Если
за точку отсчета взять интересы (или потребности) общества (в нашей интерпретации это называется социоцентрический подход), то человек, соответствующий нормам, будет иметь высокий уровень адаптации, а общество будет обладать высокой адаптирующей способностью по отношению к этому человеку, и, наоборот.
Общество не может быть равновесным, (что было бы очень удобно), так 27 Дюркгейм Э.
Социология.
М., 1995.


[стр.,65]

65 как это несовместимо с диалектикой развития.
В обществе нет единства и покоя.
Социальная структура внутренне противоречива и динамична, она подвергается постоянным трансформациям даже в периоды относительной социальной стабильности.
Изучению общества в условиях противоречий и конфликтов посвящена теория аномии Р.
Мертона28.
Если у Дюркгейма под аномией понималось отсутствие норм, что можно было зафиксировать на уровне индивидуального сознания индивидов, то Мертон трактует её как особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы «моральных ценностей» и «вакуумом идеалов».
Ситуацию, когда нравственные, общекультурные «нормы цели» не совпадают и даже вступают в противоречие с институциональными нормами, он считал причиной аномии.
Человек попадает в условия неопределенности, непредсказуемости: устоявшиеся способы поведения уже нс обусловливают достижения цели «законными путями».
Эти противоречия, по Мертону, лежат в основе преступности, апатии и разочарованности в жизни.
Мертон не только говорит о социальной и индивидуальной адаптации, классифицирует ее, но наиболее важно то обстоятельство, что, по его мнению, социальная адаптация не обязательно предполагает усвоение человеком социальных норм.
В процессе адаптации человек может, как принимать нормы, действующие в социуме вообще, или конкретной социальной среде в частности, так и отвергать их.
Следовательно, социальная адаптация человека, безусловно, связанная с социальными нормами и зависящая от них, не является отражением и порождением этих норм
и направлена не от социума к индивиду, а от индивида к социуму29.
М.
Вебер в этом вопросе не пошел дальше допущения возможности одновременного существования «нескольких систем
установлений»30.
В 19 Мертон Р.
Социальная теория и социальная
структура // Социс.
1992.
№2.
29 Мертон Р.
Социальная структура и аномия // Социс.
1992.
№ 2.
30Вебер
М.
О некоторых категориях понимающей социологии
Ч Избранные произведения.
М., 1990.

[Back]