20 В контексте создания социальной реальности П. Бергер и Т. Лукман предполагают, что, начиная с некоторого периода личностного развития человек сам создает для себя нечто заменяющее ему социальные нормы и руководствуется этим в своей деятельности . При этом возникает ситуация неэквивалентности мира, объективно существующего и мира, сотворенного самим человеком. Поэтому адаптация предназначена для согласования, сбалансирования этих сущностей . Безусловно, названные теории вносят существенный вклад в понимание содержания социальной адаптации, однако представляется целесообразным отметить следующее. Социальные нормы и правила существуют объективно, они представлены в культуре, науке, праве и других социальных институтах. Усвоение социальных норм и правил приводит к следованию им, что проявляется в сознательном и преднамеренном формировании индивидуальных ценностей и потребностей. Поведение человека определяют актуализированные потребности и способы их реализации. При этом, как пишет М. Резерфорд: «То, что индивиды вырабатывают правила и следуют им, само по себе не означает, что они не ведут себя рационально. Для индивида совершенно рационально подчиняться существующим социальным и юридическим нормам, если издержки подчинения делают приверженность 3норме его максимизирующим выбором в любом случае»'. Однако другие ученые отмечают, что сущность следования правилам заключается не в том, чтобы взвешивать и вычислять в каждом конкретном случае, а в том, чтобы оставаться до некоторой степени невосприимчивым к меняющимся особенностям каждой ситуации выбора. В работах Т. Парсонса социальная адаптация соотносится с понятиями равновесия и стабилизации. Противоположными по смыслу выступают такие 1Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М., 1995. " Бергер П. Понимание современности // Социс. 1990. №7. J Rutherford М. Institutions in Economics: The Old and the New Institutionalism. Cambridge, Cambridge Universit> Press, 1994. P.53-54. |
66 контексте создания социальной реальности П. Бергер и Т. Лукман предполагают, что начиная с некоторого периода личностного развития, человек сам создает для себя нечто заменяющее ему социальные нормы и руководствуется этим в своей деятельности31. При этом возникает ситуация неэквивалентности мира, объективно существующего и мира, сотворенного самим человеком. Поэтому адаптация предназначена для согласования, сбалансирования этих сущностей32. Безусловно, названные теории вносят существенный вклад в понимание содержания социальной адаптации, однако представляется целесообразным отметить следующее. Социальные нормы и правила существуют объективно, они представлены в культуре, науке, праве и других социальных институтах. В процессе социализации каждый человек, в определенной степени, усваивает эти нормы и правила. Правила представляют собой условные или безусловные образцы мышления или поведения, которые могут усваиваться отдельными индивидами как сознательно, так и неосознанно, как принудительно, так и на основе потребности самого члена социума ориентироваться на свое окружение. Усвоение социальных норм и правил приводит к следованию им, что проявляется в сознательном и преднамеренном формировании индивидуальных ценностей и потребностей. Поведение человека определяют актуализированные потребности и способы их реализации. При этом, как пишет М. Резерфорд: «То, что индивиды вырабатывают правила и следуют им, само по себе не означает, что они не ведут себя рационально. Для индивида совершенно рационально подчиняться существующим социальным и юридическим нормам, если издержки подчинения делают приверженность норме его максимизирующим выбором в любом случае»33. Однако другие ученые отмечают, что, сущность следования правилам заключается не в том, чтобы взвешивать и вычислять в каждом 31 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М., 1995. 33 Бергер П. Понимание современности // Социс.1990. №7. 3> Rutherford М. Institutions in Economics: The Old and the New Institutionalism. Cambridge, Cambridge University Press, 1994. P.53-54. |