Проверяемый текст
Хамроев, Шухратджон Садирович; Проблемы правового воспитания школьной молодежи в Республике Таджикистан (Диссертация 2003)
[стр. 27]

ской активности, юридических знаний, наконец, интеллекта каждого отдельного индивида.
Важно подчеркнуть, что правовая культура — это не только высокий уровень
социального мышления, но и столь же высокое ее качество.
При этом носителем качества личности, отражающим уровень ее правовой культуры, выступает правомерное поведение
(поведенческий аспект правовой культуры), так как умышленное нарушение закона всегда свидетельствует об антисоциальной направленности человека, а противоправный поступок, совершенный, например, в состоянии аффекта или по неосторожности, является нейтральным для оценки уровня правовой воспитанности гражданина.
Поведение в форме соблюдения и исполнения является носителем исполнительских
качеств личности, характеризующих нормативные начала правовой культуры.
Поведение в форме использования права отражает творческие потенции человека в правовой сфере, раскрывает правовую культуру как показатель духовного развития и совершенствования личности.
Правовая культура и ее формирование, осуществляется государственными или общественными органами, должностными лицами, группой граждан или отдельным человеком.
Правовая культура в практическом аспекте необходима для того, чтобы каждый гражданин хорошо знал свои права и обязанности, умел их реализовывать и, с помощью правовых средств, эффективно защищать.
Индивид должен знать и уважительно относится к правам и обязанности своих контрагентов, будь то граждане, производственные коллективы, государственные или общественные лица.
Правовая культура личности органически связана с правовой культурой общества.
Кроме того, правовая культура личности зависима от развития законодательства и состояния общественного правосознания, от эффективности обеспечения законности и правовоспитательной деятельности социальных институтов общества.
Главное в правовой культуре то, что она способствует саморегуляции человека, представляет собой результативные средства социального управления.

27
[стр. 30]

процесс, и являются ее первичным, непосредственным объектом.
Но так как люди вступают в отношения друг с другом с целью удовлетворения своих потребностей (а каждая потребность предметна и конкретна), выделяются вторичные объекты социально правовой активности.
Ими могут быть предметы, процессы и состояния природной и социальной среды, объективной и субъективной реальности, материальные и нематериальные блага.
Главное состоит в том, что правовая активность всегда является социально полезной, тогда как правовая деятельность может быть и позитивной и негативной .
Задача правового воспитания в этом плане заключается в подготовке учащихся к активной реализации прав и свобод, предоставленных правом, в частности, к умению воспользоваться правом участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов, а не в формировании пассивного законопослушного поведения.
Предпосылкой их социально-правовой активности и призвано служить правовое воспитание.
Воспитательные основы социально-правовой активности граждан заложены в текст Конституции Республики Таджикистан, которые интегрируют единство общества и личности, понимание необходимости единства общественных и личных интересов, инициативы и творчества (ст.5, 6, 8, 12, 27, 28, 29, 30, 31 и др.).
Это выборы депутатов, референдум и всенародное обсуждение гражданами проектов государственных решений, письма и личные обращения граждан в государственные органы, митинги и демонстрации, а также деятельность средств массовой информации и многое другое .
Можно без преувеличения сказать, что нормы всех отраслей права сориентированы на формирование нормативноактивного поведения граждан.
Отсюда, перед учителями предмета «Основы государства и права» и организатором процесса правового воспитания общеобразовательных школ стоит задача воспитания и подготовки учащихся к социальноправовой активности.
Право не просто информирует граждан о полезных, возможных или вредных для общества формах поведения, не только указывает на одобряемые социальные ценности, но делает это властным образом .
Следовательно, властная активизирующая сила правовых предписаний предполагает активное поведение индивида.
Между тем, насущная потребность сегодняшнего дня это настойчивое и последовательное формирование и развитие всех видов социальной активности, включая правовую.
Воплощение идей, правового государства во многом обусловлено уровнем правовой культуры граждан.
Как уже отмечалось, правовая культура представляет собой не только системное качество, которое характеризует уровень развития правовой надстройки, но и являются совокупностью достигнутых результатов в сфере правовой жизни общества .
В этом смысле правовая культура выступает серьезным фактором ускорения социальноэкономического развития общества и, в конечном итоге, способствует формированию правового государства.
Как справедливо отмечает А.
А.
Молчанов: «Даже самые радикальные мероприятия, законы, реформы, социальнополитические «модернизации», не учитывающие собственно человеческий фактор, роль личности в созидании новых общественно-политических форм, не принимающие в расчет устоявшиеся традиции правовой культуры, ее ценностные ориентации или не приносят желаемого эффекта, или вызывают социальные катаклизмы»1.
Иначе говоря, правовая культура есть особый социальный механизм, с помощью которого обеспечивается, в соответствии с достигнутым уровнем правового сознания, производство, сохранение и передача правовых ценностей, информации, технологий, традиций, способствующих правомерному и социально активному поведению людей.
Этот механизм на всех социальных уровнях представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, направленных на развитие способностей и навыков субъектов права в сфере правового регулирования .
Таким образом правовая культура выполняет важнейшие функции общей культуры, служит удовлетворению социальных потребностей, воздействует на социальноправовую действительность, в зависимости от творческой активности, юридических знаний, наконец, интеллекта каждого отдельного индивида.
Важно подчеркнуть, что правовая культура это не только высокий уровень
юридического мышления, но и столь же высокое ее качество.
При этом носителем качества личности, отражающим уровень ее правовой культуры, выступает правомерное поведение,
(поведенческой аспект правовой культуры) так как умышленное нарушение закона всегда свидетельствует об антисоциальной направленности человека, а противоправный поступок, совершенный, например, в состоянии аффекта или по неосторожности, является нейтральным для оценки уровня правовой воспитанности гражданина .
Поведение в форме соблюдения и исполнения является носителем исполнительских


[стр.,31]

качеств личности, характеризующих нормативные начала правовой культуры.
Поведение в форме использования права отражает творческие потенции человека в правовой сфере, раскрывает правовую культуру как показатель духовного развития и совершенствования личности.
Правовая культура и ее формирование, осуществляется государственными или общественными органами, должностными лицами, группой граждан или отдельным человеком .
Правовая культура в практическом аспекте необходима для того, чтобы каждый гражданин хорошо знал свои права и обязанности, умел их реализовывать и, с помощью правовых средств, эффективно защищать.
Индивид должен знать и уважительно относится к правам и обязанности своих контрагентов, будь то граждане, производственные коллективы, государственные или общественные лица.
Правовая культура личности органически связана с правовой культурой общества .
Кроме того, правовая культура личности зависима от развития законодательства и состояния общественного правосознания, от эффективности обеспечения законности и правовоспитательной деятельности социальных институтов общества.
Главное в правовой культуре то, что она способствует саморегуляции человека, представляет собой результативные средства социального управления.

Важнейшей закономерностью правового воспитания является формирование мировоззрения учащихся, составной частью которого выступает правовое осознание действительности.
Такая необходимость реализации на практике правовоспитательной работы дает возможность осуществлять процесс формирования мировоззрения учащихся школ, в соответствии с социальными требованиями идей гражданского общества.
Роль правового воспитания в формировании мировоззрения возрастает, поскольку в современных условиях взгляд на экономические, политические и многие другие социальные проблемы должен проходить сквозь призму права и законности.
Следовательно, как мы выше отметили, иные виды идейно-воспитательной работы (политическое, трудовое, нравственное, патриотическое, интернациональное воспитание) школьников нужно проводить в тесном сочетании с правовым воспитанием.
Ведь формирование правовой культуры теснейшим образом связано с факторами гармонического развития личности, ростом его трудовой и политической активности.
При этом высокая правовая культура гражданина предполагает не только выполнение им юридических требований, но и его активную позицию в укреплении правовой основы, гражданского образа жизни.
Естественно, научное мировоззрение базируется на знаниях основных закономерностей развития природы и общества, а, значит, его формирование немыслимо без разностороннего образования личности.
Как справедливо отмечает Р.К.
Русинов: «Правовое воспитание станет эффективным, если будет вплетено в ткань всего процесса формирования личности: семейного и школьного воспитания, получения знаний в системе общего и специального образования, в ходе повышения профессиональной квалификации и т.д.» .
Отсюда, учет органической взаимосвязи правового и других видов воспитания является важным условием процесса формирования гражданского мировоззрения.
Здесь процесс должен проявляться как в развитии комплексных форм воспитательной работы, так и в привлечении средств и форм, различных направлений воспитательной работы.
Сегодня наше государство находится на пути к гуманизму, демократическому обществу, укреплению правовых основ государства, в котором личная свобода признается главной ценностью, что требует иного видения мировоззренческих проблем, иного отношения к человеку не только в сфере общественного бытия, но и в общественном сознании.
Одним из таких направлений является гуманитарный подход к воспитанию подрастающего поколения, которое мы определяем как единство теории человека и методов его понимания.
Поскольку гуманитарный подход влияет на все отрасли философских знаний, составляющих ядро научного мировоззрения, мы, не исключая и другие, уделяем главное внимание двум направлениям знаний:  гумманизации мировоззрения в сферах нравственности,   гумманизации мировоззрения в сфере права.
 В условиях нравственного дефицита, наметившегося в последние годы, в особенности после окончании братоубийственной войны в нашей республике, наибольшее значение приобретает синтез мировоззрения и нравственности, гуманизма и морали.
С помощью моральной оценки достигается этическое осмысление человека , выражение его поведения в категориях добра и зла, чести и совести, понимания нравственных ценностей (доброты, милосердия, достоинства и др.).
Объединение

[Back]