Проверяемый текст
Хамроев, Шухратджон Садирович; Проблемы правового воспитания школьной молодежи в Республике Таджикистан (Диссертация 2003)
[стр. 38]

Рассмотрим теперь такой важный элемент правового воспитания как взаимоотношения нравственного и правового начал в качестве социальных регуляторов общественных отношений.
Взаимодействия правового и нравственного регулирования носят всеобщий характер, их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль.
В этом ракурсе принципы и нормы нравственности, непосредственно выражающие социальную необходимость регулировать взаимоотношения людей, сочетая интересы общества и государства, охватывают все стороны жизнедеятельности общества.
При этом этические начала, распространяющиеся и на правовое регулирование, лежат в основе права и правовых отношений.
Так, правовые нормы, регламентирующие отношения по празднованию
мусульманских праздников «Ураза байрам», «Курбан байрам», «Навруз байрам» и др., основаны на нормативах не правовой направленности, а на обычаях и традициях.
В свою очередь право и правосознание могут охватывать и более узкий круг отношений между людьми и их взаимоотношений с обществом и государством, чем нравственность.
Большая часть отношений в обществе регулируется одновременно и правом, и нравственностью, что обусловливает их тесное взаимодействие между собой и соответствующее сочетание задач и методов морального и правового воспитания.
Так,
если в обществе мораль приобретает в праве особую форму своего существования, то и право может содействовать созданию надлежащих условий для конструирования нравственных ценностей.
Поэтому в сознании граждан добросовестность, честность, активность, справедливость и многие другие социальные поступки оцениваются одновременно как моральный долг, так и правовая обязанность граждан.

При этом нравственное регулирование ярче выражается во всех областях общественной жизни, то есть нравственные нормы выступают в
качестве внешних регуляторов поведения.
Но это не означает, что мораль является основным регулятором всех сторон, даже наиболее важных аспектов общественных отношений
[123].
38
[стр. 43]

направленных на выработку навыков, отношений между людьми, устойчивых убеждений и потребностей поступать в соответствии с нормами права и нравственности.
Поэтому следует глубоко осознать, что в условиях формирующегося правового государства, процесс нравственно-правового совершенствования общества и каждого человека неотделим от воспитания в духе уважения прав человека, демократии, свободы и справедливости.
Главное состоит в том, чтобы процесс нравственноправового воспитания подрастающего поколения поставить на реальную, а не на умозрительную почву .
Для решения этого вопроса требуются решительные действия по укреплению престижа морали в нашем обществе, семье, школе.
Так же важно оценивать людей (конечно же и учащихся) по их нравственным и деловым качествам , тогда, может быть, каждый гражданин будет оценивать себя и окружающих по тем же критериям.
Связь права с другими социальными регуляторами общественных отношений многогранна .
Взаимодействия же правового и нравственного регулирования носят всеобщий характер.
Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль .
В этом ракурсе принципы и нормы нравственности, непосредственно выражающие социальную необходимость регулировать взаимоотношения людей, сочетая интересы общества и государства, охватывают все стороны жизнедеятельности общества.
При этом этические начала, распространяющиеся и на правовое регулирование, лежат в основе права и правовых отношений.
Так правовые нормы, регламентирующие отношения по празднованию
«Навруза», «Иди Рамазон» и « Иди Курбон» и др., основаны на нормативах не правовой направленности, а на обычаях и традициях и т.д.
Это качество нравственности, как всеобщей духовной основы всякой деятельности людей, имеет важное значение для воспитания учащихся школ.
В контексте формирования нравственной культуры, духовности личности, педагоги вполне могут ставить перед собой задачи воспитания в учащихся таких личностных качеств как совестливость, порядочность, скромность, обязательность, конкретность, терпимость, чувство сострадания и милосердия.
Ориентации на такие цели в правовом воспитании импонируют и интересам учащихся, так как помогают им в самовоспитании, подготовке к труду и общественной деятельности, а главное содействуют формированию нравственноправового сознания учащихся.
В свою очередь право и правосознание могут охватывать и более узкий круг отношений между людьми и их взаимоотношений с обществом и государством, чем нравственность.
Большая часть отношений в обществе регулируется одновременно и правом, и нравственностью, что обусловливает их тесное взаимодействие между собой и соответствующее сочетание задач и методов морального и правового воспитания.
Так
как в обществе мораль приобретает в праве особую форму своего существования, то и право может содействовать созданию надлежащих условий для конструирования нравственных ценностей1.
Поэтому в сознании граждан добросовестность, честность, активность, справедливость и многие другие социальные поступки оцениваются одновременно как моральный долг, так и правовая обязанность граждан.

По словам Баймаханова М.Т: «… в этом и заключается сочетание правовых и нравственных критериев, их взаимного дополнения и даже переплетения» .
При этом нравственное регулирование ярче выражается во всех областях общественной жизни, то есть нравственные нормы выступают в
о качестве внешних регуляторов поведения.
Но это не означает, что мораль является основным регулятором всех сторон, даже наиболее важных аспектов общественных отношений.

Характерной особенностью регуляции поведения с помощью норм морали является их безграничная и всеохватывающая роль.
Немаловажными для такого механизма регуляции предстают категории «общественное мнение», «национальный уклад», «образ жизни народа», «общественное сознание», «правовое сознание»,

[Back]