Естественно, условия жизни, состояние правопорядка в стране, принципы государственного устройства, доступность органов власти и т.д. оказыШ вают в современных условиях решающее влияние на уровень сознательности учащихся. Причем влияние данных объективных факторов на формирование правосознания личности может быть как положительным, так и отрицательным. Как показывает практика, это влияние значительно повышается там, где оно дополняется умелым целенаправленным процессом воспитания, которое должно выступать главным стержнем формирования личности, его правовой культуры. В зависимости от постановки вопроса в отношении правовой культуры сходной позиции придерживается О.В.Соболева. Она считает, что правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние общества и личности, подлежащее структурированию по различным основаниям [197]. Мы полагаем, что феномен правовой культуры немыслимо обосновывать без участия человека, его правовоспитательной и иной деятельности. Одной из первоочередных проблем модернизации системы образования России является построение системы гражданско-правового образования. При этом центральным вопросом нужно ставить не только расширение и углубление правовых знаний учащихся, но и культивирование нормативного правового поведения, выработку прочных правовых традиций, преодоление правового нигилизма. Данная линия четко обозначена в концепции модернизации российского образования. Однако нужно признать, что сегодня мы не готовы в полном объеме на практике воплотить эту линию. За время реализации проекта Российского фонда правовых реформ в сфере образования издано немало современного и достаточно качественного учебно-методического материала по правовому образованию. Задачи правового образования решаются и с помощью курса «Обществознание» JI.H. Боголюбова, «Граждановедение» Соколова и др. [199]. Все это свидетельствует о том, что отсутствует единая концепция правового образования, нет одно53 |
Третьим элементом категории правовой культуры общества А.П. Семетко считает уровень развития всей системы юридических актов, то есть текстов документов, в которых выражаются и закрепляются не только права данного общества, но и правовые идеи, являющиеся начальным пунктом правовоспитательной деятельности. В зависимости от постановки вопроса в отношении правовой культуры сходной позиции придерживается В.П. Сальников. Он считает, что правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние общества и личности, подлежащее структурированию по различным основаниям. Мы полагаем, что феномен правовой культуры немыслимо обосновывать без участия человека, его правовоспитательной и иной деятельности. Рассматривая соотношение правовой культуры общества и личности, названный автор пишет, что понятие «правовая культура» общества характеризует более всего ценностный срез правовой реальности, уровень ее поступательного развития, ее включенность в достижения цивилизации. Правовую культуру личности В.П. Сальников считает компонентом правовой культуры общества, то есть выражение правовой культуры личности основывается на его правомерной деятельности. Исходя из уровня и глубины познания правовых явлений и овладения ими, в качестве элементов структуры правовой культуры личности он выделяет следующие уровни; обыденный ограниченный повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями; профессиональный (специальный) складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью; теоретический представляющий собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования 1. Следует отметить, что правовая культура, как и правосознание, выполняет несколько функций, каждая из которых связана с правовым воспитанием и реализуется по тому или иному практическому назначению. По мнению В.П. Сальникова, они делятся на следующие виды: праворегулятивиая функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы; ценностно-нормативная функция выражается с помощью системы аксиологических характеристик; правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности; прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан и т.д., Включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы. Далее в научный оборот вовлекаются две дефиниции правовой культуры. Одна в широком смысле, т.е. правовая культура как совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений о той или иной общности людей, о праве его реализации, о деятельности государственных органов и должностных лиц. Другая в узком смысле дает понимание феномена правовой культуры как совокупности материализованных идей, чувств, представлений, как осознанной потребности поведения личности в сфере права, базирующейся на правовом сознании . Из анализа существующих в научной литературе точек зрения можно сделать вывод о том, что правовая культура является существенным элементом духовной культуры общества. Правовая культура представляет собой сложное и богатое по содержанию комплексное явление, поэтому в специальных исследованиях обращается внимание на познание особенности правовой культуры общества и личности. На наш взгляд с |