Проверяемый текст
Фетисова, Наталья Евгеньевна; Формирование у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию (Диссертация 2008)
[стр. 19]

отношений, выражающее её конкретно исторический образ жизни.
Ценность у него выступает как элемент социальных институтов общественных отношений
[13, с.
53 61].
Отождествление ценности с предметами и их свойствами, с идеями и побуждениями человека можно наблюдать и в концепции В.П.
Тугаринова.
Природу ценностей он пытается объяснить, исходя из объективных свойств предметов и явлений действительности.
Под ценностью он подразумевает' некий объективный предмет или явление (а также мысль, суждение, намерение, цель, идеал), с которым связан человек
[150, с.
124].
Попытку сконструировать междисциплинарное понятие «ценность»,
характеризующееся множественностью граней, аспектов и форм существования, осуществляет Д.А.
Леонтьев
[78, с.
15-26].
Он рассматривает данную категорию в пространстве её возможных и фактически имеющихся определений, применив
метод, предложенный В.
Франклом.
Результатом его работы стало представление о трёх формах существования данного понятия, их соотношение между собой и взаимопереходы: общественные идеалы, предметно воплощенные ценности
и личностные ценности.
Соотношение понятий «ценность» и «смысл» рассматривает В.

Франкл, отмечая, что ценности это «смыслы, которые разделяются множеством людей на протяжении истории...».
Ценности выступают как «универсалии смысла», обладание которыми облегчает для человека поиск
общественного смысла [161, с.
288].
Представление ценностей как неких смысловых универсалий, выкристаллизированных в результате обобщения типичных ситуаций, фиксирующих наиболее общие типы отношений между субъектами различного уровня: от личности до общества в целом, характерно для исследований Г.П.
Выжлецова
[32, с.
16-32].
Он отмечает, что в этом заключается один из основных аспектов духовности ценности, её надситуативность.
Ценности могут
19
[стр. 24]

средством, а целью, не сущим, а должным.
С человеческими же потребностями ценности —идеалы оказываются связанными лишь генетически.
Понимание «ценности» как значимости и идеала одновременно в той или иной степени объединяет рассмотренные выше трактовки и позволяет говорить О.Г.
Дробницкому о ценности как о «одушевленном», «ожившем» предмете, способном принимать «деятельное участие в жизни человека» (75, с.317).
Он подчеркивает, что ценность возможна только как определенного рода психическое отношение человека к объекту (76, с.ЗЗ) и указывает, что нормативно оценочные представления позволяют человеку, ориентироваться в природном мире, так как содержат в себе огромный исторический опыт (75).
По мнению автора, ценность включается в условия социального бытия человека и выполняют значительную роль в регуляции его практической деятельности.
Аналогичную позицию занимает A.C.
Богомолов, рассматривая систему ценностей как предметное воплощение системы деятельностей и общественных отношений, выражающее её конкретно исторический образ жизни.
Ценность у него выступает как элемент социальных институтов общественных отношений.

(28).
Отождествление ценности с предметами и их свойствами, с идеями и побуждениями человека можно наблюдать и в концепции В.П.
Тугаринова.
Природу ценностей он пытается объяснить, исходя из объективных свойств предметов и явлений действительности.
Под ценностью он подразумевает некий объективный предмет или явление (а также мысль, суждение, намерение цель, идеал), с которым связан человек
(208).
Таким образом, категория «ценность» в философских работах раскрывается при помощи различных понятий, таких как польза, значимость, важность, полезность.
Попытку сконструировать междисциплинарное понятие «ценность»,
характеризующиеся множественностью граней, аспектов и форм существования, осуществляет Д.
А.
Леонтьев
(120).
Он рассматривает данную категорию в пространстве её возможных и фактически имеющихся определений, применив
24

[стр.,25]

метод, предложенный В.
Франклом.
Результатом его работы стало представление о трёх формах существования данного понятия, их соотношение между собой и взаимопереходы: общественные идеалы, предметно воплощенные ценности,
личностные ценности.
Соотношение понятий «ценность» и «смысл» рассматривает В.

Франки, отмечая, что ценности это «смыслы, которые разделяются множеством людей ка протяжении истории...».
Ценности выступают как «универсалии смысла», обладание которыми облегчает для человека поиск
собственного смысла (220, с.288).
«Наделяя тот или иной объект статусом ценности человек как бы субъективирует объект» (231).
Среди многообразных человеческих смыслов только ценности образуют систему, которая, в дальнейшем, способна регулировать жизнедеятельность людей.
Представление ценностей как неких смысловых универсалий, выкристаллизированных в результате обобщения типичных ситуаций, фиксирующих наиболее общие типы отношений между субъектами различного уровня: от личности до общества в целом, характерно для исследований Г.П.
Выжлецова
(55).
Он отмечает, что в этом заключается один из основных аспектов духовности ценности, её надситуативность.
Ценности могут
обладать самостоятельным смыслом и поэтому образуют целый пласт в культурном наследии, определяя особенности мировоззрения.
Таким образом, анализ философских источников позволяет сделать вывод о том, что «ценность» не сводится ни к значимости как своему основанию, ни к норме и идеалу.
Ценности определяются как значимость и идеал одновременно.
Они представляют собой не просто необходимую и должестную, но и желанную цель, являющуюся идеалом и участвующую в нормативно регулирующем воздействии на межсубъектные отношения.
Если говорить о присвоении ценности «рациональное природопользование», то необходимо отметить, что в этом процессе личность осознает себя связующим звеном между природой и обществом.
Именно 25

[Back]