Проверяемый текст
Бабенкова, Светлана Алексеевна; Формирование экологической культуры младших школьников во внеучебной деятельности (Диссертация 2001)
[стр. 34]

книгами о природе, эстетического воспитания средствами природы.
Все это способствовало утверждению прагматизма по отношению к природе
[73, т.
5].
Необходимо отметить также, что воспитанию потребительского отношения к природе способствовала всеобщая индустриализация 30-х годов XX века.
Изучение природоведения во многих случаях велось методом объяснительного чтения.
Отечественная педагогическая практика изобилует различного рода «перегибами».
Упоминание о них лишь еще раз говорит о том, что в течение длительного времени экологическое образование школьников связывалось преимущественно с приобретением ими знаний при изучении биологических, а также географических дисциплин.

Проанализировав историю развития отечественного экологического образования, С.Д.
Дерябо, В.А.

Левин указывают на то, что педагогам реально предписывалось выполнять методические установки, которые с позиций марксистского материализма формируют у школьников антропоцентрический тип экологического сознания [44, с.
160].
Однако столь однозначное рассмотрение процесса развития
взаимосвязи человека и природы было бы неправомерным.
Многими педагогами (К.Д.
Ушинский, В.А.
Сухомлинский и др.) отмечалось несомненное воспитательное значение общения человека с природой.
Большое наследие в области воспитания младших школьников окружающей средой оставил нам выдающийся отечественный педагог В.А.
Сухомлинский.

В.А.
Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка.
«Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры говорил В.А.
Сухомлинский.
Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным
34
[стр. 16]

предметами.
Внедрение в школьное естествознание «биологического метода» можно считать зарождением экологического образования и воспитания учащихся (161).
Советская школа при известных обстоятельствах сумела сохранить все самое ценное из дореволюционного наследия, однако ряд событий приводит к утверждению антропоцентрической установки по отношению к природе.
Так, в 20-х годах XX века распространяется мнение о необходимости проведения многочисленных экскурсий в природу, большое внимание уделяется практическим, исследовательским, лабораторным работам школьников.
Н.К.
Крупская подчеркивала, что формирование отношения к реальной действительности, в том числе к природной среде, протекает в процессе деятельности по охране природы.
Этому положению соответствовало массовое развитие юннатского движения в нашей стране.
Однако, постепенно изучение природы детьми в школе сводится к сельскохозяйственной практике, отрицается необходимость школьных уголков живой природы, экскурсий, ознакомления с книгами о природе, эстетического воспитания средствами природы.
Все это способствовало утверждению прагматизма по отношению к природе
(77).
Необходимо отметить также, что воспитанию потребительского отношения к природе способствовала всеобщая индустриализация 30-х годов XX века.
Изучение природоведения во многих случаях велось методом объяснительного чтения.
Отечественная педагогическая практика изобилует различного рода «перегибами».
Упоминание о них лишь еще раз говорит о том, что в течение длительного времени экологическое образование школьников связывалось преимущественно с приобретением ими знаний при изучении биологических, а также географических дисциплин.

Анализируя историю развития отечественного экологического образования, С.Д.
Дерябо, В.А.

Ясвин указывают на то, что педагогам

[стр.,17]

реально предписывалось выполнять методические установки, которые с позиций марксистского материализма формируют у школьников антропоцентрический тип экологического сознания (44).
Однако столь однозначное рассмотрение процесса развития
экологического образования было бы неправомерным.
Многими педагогами (К.Д.
Ушинский, В.А.
Сухомлинский и др.) отмечалось несомненное воспитательное значение общения человека с природой.
Большое наследие в области воспитания младших школьников окружающей средой оставил нам выдающийся отечественный педагог В.А.
Сухомлинский.

Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка.
«Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры.
говорил В.А.
Сухомлинский.
Мир, окружающий ребенка, это прежде всего мир природы с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе...» (171, 176).
Следующей вехой в развитии экологического образования стало распространение к концу 70-х годов понятия «комплексная, социальная, глобальная экология», как наиболее адекватно отражающее сущность исследований по взаимодействию человека и общества в целом с природой.
Появился термин «экологическое образование» и стал общеупотребительным.
В педагогической теории этот круг вопросов стал разрабатываться в русле новой области педагогического знания теории и методики экологического образования, вырабатывающей содержание, принципы, методы и формы экологического образования.
17

[Back]