[163, с. 109]. A.C. Макаренко считал, что воспитание есть не что иное, как формирование у воспитанников системы отношений. Ценностное отношение является частным понятием относительно отношения вообще. Отношения и ценностные отношения, с одной стороны имеют общую инвариантную составляющую, с другой ценностные отношения обладают своими, только им присущими свойствами. Ценностное отношение понимается как отношение особого. рода. С развитием ценностного отношения связывается становление личности, система ценностных отношений определяет своеобразие личности, являясь смысловым полем для её духовно-практической деятельности. B.А. Сластенин определяет ценностное отношение как «целостное образование личности, основанное на личностном опыте, сформированном в процессе деятельности и общения, отражающее выбор индивида между ориентациями на ближайшие цели и отдаленную перспективу с учетом присвоенных человеком ценностей общественного сознания и являющееся основанием ценностного поведения» [137, с. 149]. Ценностное отношение, по В.А. Сластенину, это «осознание того, что жизненный выбор и ориентация на ценности являются долговременным состоянием; превращение жизненного выбора в основание для оценки ориентаций других людей» [137, с. 125]. В целом, ценностное отношение рассматривается как отношение значимости объекта относительно потребностей и интересов субъекта [114, с. 174]. Разные аксиологические концепции исходят, прежде всего, из того или иного понимания соотношения ценностного объекта и ценностного сознания, ценности и оценки. Универсальный подход исходит из предельно широкого понимания ценностного отношения. Практически всякая взаимосвязь на принципах 43 |
Леонтьев, в педагогике P.M. Рогова, А.И. Кирьякова, М. Г. Казакина, B.C. Лазарев и др. Ценностное отношение является частным понятием относительно отношения вообще. Отношения и ценностные отношения, с одной стороны имеют общую инвариантную составляющую, с другой ценностные отношения обладают своими, только им присущими свойствами: Ценностное отношение понимается как отношение особого рода. С развитием ценностного отношения связывается становление личности, система ценностных отношений определяет своеобразие личности, являясь смысловым полем для се духовно — практической деятельности. В целом ценностное отношение рассматривается как отношение значимости объекта относительно потребностей и интересов субъекта. (175, с.] 74). Разные аксиологические концепции исходят, прежде всего, из того или иного понимания соотношения ценностного объекта и ценностного сознания, ценности и оценки. Универсальный подход исходит из широкого понимания ценностных отношений. Представитель данного направления В.А. Василенко полагает, «что носителем ценности может выступать любое явление, коль скоро оно втянуто во взаимодействие с субъектом» (41). Такую же позицию занимает С.Ф. Анисимов. Он говорит, что «в ценностном отношении важнее всего выявить возможность (или невозможность) удовлетворения с помощью того или иного предмета определенную потребность, поскольку именно в рамках этого отношения данный предмет приобретает для нас положительное (ценность) или отрицательное (антиценность) значение, которое отражается в оценочном суждении или характере эмоциональной реакции (8). Полагаем, что данный подход целесообразен в ходе философского обоснования общих теоретических положений, но при педагогическом исследовании такие широкие границы делают данное понятие расплывчатым. |