Проверяемый текст
Фетисова, Наталья Евгеньевна; Формирование у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию (Диссертация 2008)
[стр. 44]

взаимной нуждаемости трактуется как ценностное отношение.
Представитель данного направления В.А.
Василенко полагает, «что носителем ценности может выступать любое явление, коль скоро оно втянуто во взаимодействие с субъектом»
[25, с.
40-49].
Основная идея социологического направления заключается в обусловленности ценностного отношения социально-экономическими факторами общественного развития (В.П.
Тугаринов, О.Б.
Дробницкий и др.).

Эти отношения субъекта понимаются в качестве значимости объекта не только для отдельного человека, но и общества в целом.
В результате (оценки объекта с т.
зр.
его полезности) происходит осознание индивидом ценности объекта социальной действительности и тем самым формируется особый вид отношения к нему ценностное отношение
[96].
Утилитарный подход (Дж.
Дьюи, Р.Б.
Пери и др.) опирается на то, что ценность целиком определяется потребностями и интересами человека.
Утилитарность позиции приводит к низведению свойств объектов до уровня удовлетворения сиюминутных нужд человека.
Духовное содержание
исчезает, ценность понимается крайне узко.
Исходя из позиций данного подхода, сам процесс воспитания ценностей
становится бессмысленным, так как «соответствие объективным потребностям субъекта свойств того или иного объекта происходит чаще всего непроизвольно в процессе его практической деятельности» [114, с.
176].
Но нельзя не учитывать, что данный подход позволяет отразить один из главных аспектов ценностного отношения оно всегда тесно взаимосвязано с практической деятельностью человека.
Антропологическое направление (Б.С.
Братусь, М.С.
Каган, В.А.
Кирьякова, Д.А.
Леонтьев, Н.З.
Чавчавадзе и др.) рассматривают ценностное отношение в единстве отношения человека и окружающего мира.
Ценностное отношение одна из главных форм (наряду с познавательным отношением) освоения им действительности.
«Ценность возникает и функционирует только на основе субъективно-объективного
отношения, отношения «человек44
[стр. 27]

Леонтьев, в педагогике P.M.
Рогова, А.И.
Кирьякова, М.
Г.
Казакина, B.C.
Лазарев и др.
Ценностное отношение является частным понятием относительно отношения вообще.
Отношения и ценностные отношения, с одной стороны имеют общую инвариантную составляющую, с другой ценностные отношения обладают своими, только им присущими свойствами: Ценностное отношение понимается как отношение особого рода.
С развитием ценностного отношения связывается становление личности, система ценностных отношений определяет своеобразие личности, являясь смысловым полем для се духовно — практической деятельности.
В целом ценностное отношение рассматривается как отношение значимости объекта относительно потребностей и интересов субъекта.
(175, с.] 74).
Разные аксиологические концепции исходят, прежде всего, из того или иного понимания соотношения ценностного объекта и ценностного сознания, ценности и оценки.
Универсальный подход исходит из широкого понимания ценностных отношений.
Представитель данного направления В.А.
Василенко полагает, «что носителем ценности может выступать любое явление, коль скоро оно втянуто во взаимодействие с субъектом»
(41).
Такую же позицию занимает С.Ф.
Анисимов.
Он говорит, что «в ценностном отношении важнее всего выявить возможность (или невозможность) удовлетворения с помощью того или иного предмета определенную потребность, поскольку именно в рамках этого отношения данный предмет приобретает для нас положительное (ценность) или отрицательное (антиценность) значение, которое отражается в оценочном суждении или характере эмоциональной реакции (8).
Полагаем, что данный подход целесообразен в ходе философского обоснования общих теоретических положений, но при педагогическом исследовании такие широкие границы делают данное понятие расплывчатым.


[стр.,28]

Социологическое направление (В.П.
Тугаринов, О.Б.
Дробницкий и др.).

Ценностные отношения обусловлены социально экономическими факторами общественного развития.
Эти отношения субъекта понимаются в качестве значимости объекта не только для отдельного человека, но и общества в целом.
В результате (оценки объекта с точки зрения его полезности) происходит осознание индивидом ценности объекта социальной действительности и тем самым формируется особый вид отношения к нему ценностное отношение
(151).
Утилитарный подход (Дж.
Дыои, Р.Б.
Пери) опирается на то, что ценность целиком определяется потребностями и интересами человека.
Утилитарность позиции приводит к низведению свойств объектов до уровня удовлетворения сиюминутных нужд человека.
Духовное содержание
ценности исчезает, ценность понимается крайне узко.
Исходя из позиций данного подхода, сам процесс воспитания ценностей
становиться бессмысленным, так как «соответствие объективным потребностям субъекта свойств того или иного объекта происходит чаще всего непроизвольно в процессе его практической деятельности» (175, с.176).
Однако нельзя не учитывать, что данный подход позволяет отразить один из главных аспектов ценностного отношения ценностное отношение всегда тесно взаимосвязано с практической деятельностью человека.
Аксиологическое направление (М.С.
Каган, Д.АЛеонтьев, Н.З.Чавчавадзе, В.А.
Кирьякова, Б.С.
Братусь и др.).
С позиций данного подхода ценностное отношение рассматривается в единстве отношения человека к окружающему миру.
Оно является одной из главных форм освоения им действительности.
«Ценность возникает и функционирует только на основе субъективно
обьективного отношения, отношения «человек —предмет».
Ценность существует не изолировано на одном из полюсов этого отношения, но только в рамках отношения этих полюсов.
Ценностное отношение является видом субъектнообъектного отношения, взаимосвязанного с практическими и познавательными отношениями» (42).
Несмотря на различные мнения представителей тех или иных подходов, можно отметить, что большинство из них говорят о том, что 28

[Back]