качестве переходной эпохи осмысления, поиска, подготовки к обоснованию ценностных оснований культуры будущего. 1.2 Философско-методологический дискурс вокруг постмодернизма Практически невозможно сделать простой обзор определений понятия «постмодернизм». Ни один автор, пишущий на эту тему, не дает лаконичного и емкого определения. Все неизменно пускаются в долгие и пространные рассуждения. Так, И. П. Ильин, создавая свой обширный словарь постмодернизма, самому ключевому понятию отдал тринадцать страниц (притом, что словарь занимает около четырехсот страниц и истолковывает практически все аспекты, элементы, понятия и явления, рожденные постмодернизмом). Словарную статью автор начинает так: «Англ, postmodernism, франц. postmodemisme, нем. postmodemismus. Многозначный и динамически подвижный в зависимости от исторического, социального и национального контекста комплекс философских, эпистемологических, научнотеоретических и эмоционально-эстетических представлений. Прежде всего, постмодернизм выступает как характеристика определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, мироощущения и оценки как познавательных возможностей человека, так и его места и роли в окружающем мире. Постмодернизм прошел долгую фазу первичного латентного формообразования, датирующуюся приблизительно с конца второй мировой войны (в самых различных сферах искусства: литературе, музыке, живописи, архитектуре и проч.), и лишь с начала 80-х годов был осознан как общеэстетический феномен западной культуры и теоретически отрефлексирован как специфическое явление в философии, эстетике и литературной критике» [81 , с.206]. Действительно, исследование постмодернизма следует начинать с его истоков и начал. Один из теоретиков постмодернизма, У. Эко отмечает, что 21 |
2. КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА В РОССИИ 2.1. Постмодернизм как парадигма современной культуры Практически невозможно сделать простой обзор определений понятия «постмодернизм». Ни один автор, пишущий на эту тему, не дает лаконичного и емкого определения. Все неизменно пускаются в долгие и пространные рассуждения. Так, И.П. Ильин, создавая свой обширный словарь постмодернизма, самому ключевому понятию отдал тринадцать страниц (при том что словарь занимает около четырехсот страниц и истолковывает практически все аспекты, элементы, понятия и явления, рожденные постмодернизмом). Словарную статью автор начинает так: «Англ. POSTMODERNISM, франц. POSTMODERNISME, нем. POSTMODERNISMUS. Многозначный и динамически подвижный в зависимости от исторического, социального и национального контекста комплекс философских, эпистемологических, научно теоретических и эмоционально-эстетических представлений. Прежде всего постмодернизм выступает как характеристика определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, мироощущения и оценки как познавательных окружающем возможностей человека, так и его места и роли в первичного мире. Постмодернизм прошел долгую фазу латентного формообразования, датирующуюся приблизительно с конца второй мировой войны (в самых различных сферах искусства: литературе, музыке, живописи, архитектуре и проч.), и лишь с начала 80-х годов был осознан как общеэстетический феномен западной культуры и теоретически отрефлексирован как специфическое явление в философии, эстетике и литературной критике» [70, с.206]. Действительно, исследование постмодернизма следует начинать с его истоков и начал. Один из теоретиков постмодернизма, У. Эко отмечает, что 75 |