Проверяемый текст
Рокунова Наталья Ивановна. Сюрреализм в социокультурном контексте постмодернизма (Диссертация 2008)
[стр. 23]

условия вхождения в сферы культурных архетипов и исторических нарративов, что, с одной стороны, противоречит теоретическим установкам постмодернизма, но, с другой стороны, отвечает общим процессам движения современной культуры.
Постмодернизм
как разрушает метанарративы, так и создает новые и использует культурные мифологемы.
Не вызывает сомнения близость постмодернизма к «философии жизни» (Бергсон, Ницше, Ортега-и-Гассет).
Так, Ж.
Делез анализировал философию Ф.
Ницше с точки зрения постмодернистских принципов и отмечал близость ницшеанского «вселенского» плюрализма философским идеям конца XX в.
Ницше искренне желал «придать безответственности ее позитивный смысл», безответственность, по словам Делеза, «благороднейшая и прекраснейшая тайна Ницше».
Безответственность и аморализм, даже некоторый интеллектуальный цинизм, становятся основой
переоценки традиционных ценностей и выработки нового взгляда на реальность «подтягивание к реальности» [63, с.71].
Одной из своих главных задач теоретики постмодернизма считают преодоление
традиционного европоцентризма, ставшего аксиомой традиционной европейской науки.
Тем самым, в постмодернизме осуществляется поиск иных культурных традиций, исходящих из принципа дополнительности культур, развивающихся по собственным региональным линиям.
Особенно это касается влияния на европейскую культуру XX в.
классических традиций Востока, обогащение и изменение традиционной европоцентристской ментальности.
В культурном интерсознании происходит расширение «видения и кругозора» благодаря включению иных точек зрения.
Для обозначения специфики постмодернизма Хренов
формулирует новый признак мышления в культуре XX в., обозначаемый как «цикличность».
«Под ним следует подразумевать особый принцип прочтения исторического процесса, антагонистический по отношению к просветительскому принципу прогресса...
Согласно этому принципу, в
своей истории каждая культура последовательно проходит несколько стадий.
Включаясь в исторические 23
[стр. 77]

«перелистывание» культурного наследия, составление межкультурной мозаики, а также мифологизм русского символизма, характерный для творчества, например, А.
Белого и В.
Иванова, могут рассматриваться как прямые предшественники постмодернизма.
ориентацию Активный данного интерес феномена к на мифологическому обнаруживает архаические формы мышления и творчества.
Хренов отмечает присущее постмодернизму обращение к «архаике, мифу, то есть к тексту в его первоначальном значении», но также к постижению эпистемологических феноменов и различных постулирует господство М.
над Фуко, типов в ментальности.
В то же время, как культуре постмодернизма индивида в осуществляется «культурного многих сознанием что отдельного бессознательного», современных особенно проявляется творчестве художников, картины выполняющих мира и задачу её деконструкции к мозаичному мифа Барта, эпистемологической переплетению сведению различных смыслов и ценностей.
по С помощью словам Р.
постмодернистские творения осуществляют, «возможность трансисторического бытия».
Приобщенность к мифу создает условия вхождения в сферы культурных архетипов и исторических нарративов, что, с одной стороны, противоречит теоретическим установкам постмодернизма, но, с другой стороны, отвечает движения современной культуры.
Постмодернизм
общим как процессам разрушает метанарративы, так и создает новые и использует культурные мифологемы.
Не вызывает сомнения близость постмодернизма к «философии жизни» (Бергсон, Ницше, Ортега-и-Гассет).
Так, Ж.
Делез анализировал философию Ф.Ницше с точки зрения постмодернистских принципов и отмечал близость ницшеанского «вселенского» плюрализма философским идеям конца XX в.
Ницше искренне желал «придать безответственности ее позитивный смысл», безответственность, по словам Делеза, «благороднейшая и прекраснейшая тайна Ницше».
Безответственность и аморализм, даже некоторый интеллектуальный цинизм, становятся основой
77

[стр.,78]

переоценки традиционных ценностей и выработки нового взгляда на реальность «подтягивание к реальности» [45, с.71].
Одной из своих главных задач теоретики постмодернизма считают преодоление
традиционной традиционного европейской европоцентризма., науки.
Тем самым, ставшего в аксиомой постмодернизме осуществляется поиск иных культурных традиций, исходящих из принципа дополнительности культур, развивающихся по собственным региональным линиям.
Особенно это касается влияния на европейскую культуру XX в.
классических традиций Востока, обогащение и изменение традиционной европоцентристской ментальности.
В культурном интерсознании происходит расширение «видения и кругозора» благодаря включению иных точек зрения.
Для обозначения специфики постмодернизма Хренов
новый признак мышления «Под ним в культуре XX в., формулирует как обозначаемый особый «цикличность».
следует подразумевать принцип прочтения исторического процесса, антагонистический по отношению к просветительскому принципу прогресса...
Согласно этому принципу, в
культура последовательно проходит несколько своей истории каждая стадий.
Включаясь в исторические процессы, каждая новая культура неизбежно вынуждена повторить логику развития уже приближающихся к финалу или уже угаснувших культур.
Поэтому в развитии каждой культуры можно фиксировать повторяющиеся фазы» [183, с.57].
Принцип мозаичности и повторяемости культурного развития особенно свойственен XX в.
П.
Сорокин в связи с этим отмечал беспрецедентность современной культуры, называя её «интегральной».
Накопленный «культурный материал» человечества как бы осваивается заново мыслителями XX в., формируя новые ассоциативные связи и оценки, возможно, для активизации последующего интенсивного развития.
Исследователи философской ситуации второй половины XX в.
справедливо отмечают «диалогичность».
78 как «ключевое понятие

[Back]