процессы, каждая новая культура неизбежно вынуждена повторить логику развития уже приближающихся к финалу или уже угаснувших культур. Поэтому в развитии каждой культуры можно фиксировать повторяющиеся фазы» [214, с.57]. Принцип мозаичности и повторяемости культурного развития особенно свойственен XX в. П. Сорокин в связи с этим отмечал беспрецедентность современной культуры, называя её «интегральной». Накопленный «культурный материал» человечества как бы осваивается заново мыслителями XX в., формируя новые ассоциативные связи и оценки, возможно, для активизации последующего интенсивного развития [180,с. 134]. Исследователи философской ситуации второй половины XX в. справедливо отмечают диалогичность, как «ключевое понятие постмодернизма». Предшествующие эпохи авангарда и модернизма могут, с оговорками, пониматься как монологические. Пафос их развития заключался в монологическом воздействии научных концепций, отражающих одну из сторон реальности. Глубокое понимание постмодернизма возможно только в аспекте культурологической интерпретации диалога как столкновения различных точек зрения. Поскольку диалог по своей природе ориентирован, по крайней мере, на два мнения, постольку он отражает дискуссионность, а точнее, неопределенность интеллектуальной атмосферы культуры. Вариативность мнений отражает вариативный характер самого движения и развития. Не случайно научная актуальность и популярность идей М. Бахтина о диалогичности культуры относится именно ко времени развития постмодернизма. Так, В. Биб лер отмечает «принципиальность диалогичности культуры в целом» [28,с. 116] и делает такой вывод на основе исследования именно современной культуры. Вслед за М.Фуко можно предположить, что субъект, личность в современном понимании возникает лишь на рубеже XVIII XIX вв. в результате распада монологической культуры и зарождении диалогизма. Феномен диалога (полилога) в понимании автора, основывается на «многозначности и плюрализме ценностей, осваиваемых постмодернизмом» [203, с. 145], он определяет 24 |
переоценки традиционных ценностей и выработки нового взгляда на реальность «подтягивание к реальности» [45, с.71]. Одной из своих главных задач теоретики постмодернизма считают преодоление традиционной традиционного европейской европоцентризма., науки. Тем самым, ставшего в аксиомой постмодернизме осуществляется поиск иных культурных традиций, исходящих из принципа дополнительности культур, развивающихся по собственным региональным линиям. Особенно это касается влияния на европейскую культуру XX в. классических традиций Востока, обогащение и изменение традиционной европоцентристской ментальности. В культурном интерсознании происходит расширение «видения и кругозора» благодаря включению иных точек зрения. Для обозначения специфики постмодернизма Хренов новый признак мышления «Под ним в культуре XX в., формулирует как обозначаемый особый «цикличность». следует подразумевать принцип прочтения исторического процесса, антагонистический по отношению к просветительскому принципу прогресса... Согласно этому принципу, в культура последовательно проходит несколько своей истории каждая стадий. Включаясь в исторические процессы, каждая новая культура неизбежно вынуждена повторить логику развития уже приближающихся к финалу или уже угаснувших культур. Поэтому в развитии каждой культуры можно фиксировать повторяющиеся фазы» [183, с.57]. Принцип мозаичности и повторяемости культурного развития особенно свойственен XX в. П. Сорокин в связи с этим отмечал беспрецедентность современной культуры, называя её «интегральной». Накопленный «культурный материал» человечества как бы осваивается заново мыслителями XX в., формируя новые ассоциативные связи и оценки, возможно, для активизации последующего интенсивного развития. Исследователи философской ситуации второй половины XX в. справедливо отмечают «диалогичность». 78 как «ключевое понятие постмодернизма». Предшествующие эпохи авангарда и модернизма могут, с оговорками, пониматься как монологические. Пафос их развития заключался в монологическом воздействии научных концепций, отражающих одну из сторон реальности. Глубокое понимание постмодернизма возможно только в аспекте культурологической интерпретации диалога как столкновения различных точек зрения. Поскольку диалог по своей природе ориентирован, по крайней мере, на два мнения, постольку он отражает дискуссионность, а точнее, неопределенность интеллектуальной атмосферы культуры. Вариативность мнений отражает вариативный характер самого движения и развития. Не случайно научная актуальность и популярность идей М. Бахтина о диалогичности культуры относится именно ко времени развития постмодернизма. Так, В. Библер отмечает принципиальность диалогичности культуры в целом и делает такой вывод на основе исследования именно современной культуры. Вслед за М.Фуко можно предположить, что субъект, личность в современном понимании возникает лишь на рубеже XVIII ХГХ вв. в результате распада монологической культуры и зарождении диалогизма. Феномен диалога (полилога) основывается на многозначности и плюрализме ценностей, осваиваемых постмодернизмом, он определяет ситуацию не только двух, но множества сталкивающихся между собой точек зрения. Принципиальность диалогизма предполагает неизбежное появление «Другого», как носителя иной точки зрения, иных ценностей и образа жизни. «Другим» может быть субъект носитель иной культуры. Осознание ценности «Другого» создает возможность понимания иной культуры, иной парадигмы, но также более глубокое и всестороннее отношение к своей культуре. Вариантом такого поиска стало обращение интеллектуального культурам Востока. Теоретическим ключом, с помощью которого возможно осознание 79 слоя западной Европы к |