Проверяемый текст
Рокунова Наталья Ивановна. Сюрреализм в социокультурном контексте постмодернизма (Диссертация 2008)
[стр. 27]

некоторых частных проявлений современной художественной культуры: таких, как перформансы, инсталляции и импровизации.
В постмодернизме для характеристики этих явлений применяются понятия
«ризомы», «складки», обозначающие принципиальную «внеструктурную и внелинейную» организацию объекта изучения, способного к имманентной и автохтонной подвижности [66, с.256].
Для продуктивного исследования постмодернизма следует применять синергетический метод аналогии,
который приобретает различные модификации в зависимости от специфики концептуального поля, используемого в качестве отправной точки аналогии.
Так, для исследования культуры постмодернизма в качестве открытой системы метод аналогии модифицируется как метод аналогии с информационным обменом.
Процессы культуры исследуются в качестве сложной системы, и поэтому возможно применение метода фрактальной аналогии.
Если эти процессы исследуются как нелинейно развивающиеся системы, то применяется метод аналогии с нелинейным развитием.
«В процессах исследования культуры, ставящих задачи выявления закономерностей процессов порядкообразования, используется метод аналогии с точками роста»
[81, с.
59-60].
Различные аспекты метода изучения по аналогии образуют общую методологическую базу исследования культуры постмодернизма.
Принципы синергетики являются методологической основой изучения культуры постмодернизма, как общей системы, так и ее подсистем элитарной и массовой культур.
Для
характеристики постмодернизма следует добавить игровой принцип, отмечаемый многими исследователями.
«Подчеркнуто иронический, игровой модус самоопределения, характерный для постмодернистского мироощущения, отразился не только в художественной практике этого течения, но и в самой стилистике философствования на эту тему» [82, с.
94].
Игра есть способ нарушения любой одномерной логики, выход за ее рамки.
Игра по своей природе неутилитарна, пронизана эстетическим началом, самоценна и самоцельна
[48,с.23].
Действительно, игровой 27
[стр. 81]

сложности ...приводит к совершенно другой (противоположной) точке зрения» [139, с.
93].
Сослагательное превращается в наклонение в изучении исторических важнейший перспективы.
научный дискурс, процессов расширяющий развития исследовательские систем могут Исследования при нелинейного быть продуктивными использовании нелинейных По словам Э.
Тоффлера, принципов, например, «скачкообразных».
становится актуальным изучение «прыжка» диалектического скачка, в форме которого система в результате внутренних изменений перемещается на новый уровень сложности: «когда система «прыгает» на новый уровень сложности, невозможно в принципе предсказать, какую из многих форм она приобретает» [157, с.
497].
Более сложный уровень, на который переходит система в результате изменений, не может быть сведен к простой совокупности его составляющих.
Эти процессы поддаются исследованию и научному прогнозу только в новой системе координат и понятий.
Изучение случайностей, флуктуации, скачков в развитии создают эвристическую ситуацию возможного научного поиска, направленного на выявление подвижных и неопределенных явлений современной культуры, избежать при этом догматизма и схематизма.
Подобное художественной «расширенное смотрение» (применен термин из системы М.В.
Матюшина В.В.
Стерлигова) делает возможным более глубокое понимание процессов творчества, но также некоторых частных проявлений современной художественной культуры: таких, как перформансы.
инсталляции и импровизации.
В постмодернизме для характеристики этих явлений применяются понятия
«рйзомы», и «складки», обозначающие принципиальную «внеструктурную внелинейную» организацию объекта изучения, способного к имманентной и автохтонной подвижности (Делез, Гваттари).
Для продуктивного исследования постмодернизма следует применять синергетический метод аналогии,
81 который приобретает различные

[стр.,82]

модификации в зависимости от специфики концептуального поля, используемого в качестве отправной точки аналогии.
Так, для исследования культуры постмодернизма в качестве открытой системы метод аналогии модифицируется как метод аналогии с информационным обменом.
Процессы культуры исследуются в качестве сложной системы, и поэтому возможно применение метода фрактальной аналогии.
Если эти процессы исследуются как нелинейно развивающиеся системы, то применяется метод аналогии с нелинейным развитием.
«В процессах исследования культуры, ставящих задачи выявления закономерностей процессов порядкообразования, используется метод аналогии с точками роста»
[65, с.
59-60].
Различные аспекты метода изучения по аналогии образуют общую методологическую базу исследования культуры постмодернизма.
Принципы синергетики являются методологической основой изучения культуры постмодернизма, как общей системы, так и ее подсистем элитарной и массовой культур.
Для
принцип, характеристики отмечаемый игровой постмодернизма многими модус следует добавить игровой исследователями.
«Подчеркнуто для иронический, самоопределения, характерный постмодернистского мироощущения, отразился не только в художественной практике этого течения, но и в самой стилистике философствования на эту тему» [70, с.
94].
Игра есть способ нарушения любой одномерной логики, выход за ее рамки.
Игра по своей природе неутилитарна, пронизана эстетическим началом, самоценна и самоцельна
[См.:6].
Действительно, игровой принцип, имеющий методологическое проявляет себя в сфере бытия значение для постмодернизма, Объясняя произведения искусства.
присутствие игры и необходимость ее признания, С.
Исаев пишет, что для постмодернистских произведений характерна метасемантика, достигаемая с помощью различных коннотативных средств.
Впрочем, все эти средства можно обозначить всего лишь одним словом игра.
«В многозначном 82

[Back]