Проверяемый текст
Рокунова Наталья Ивановна. Сюрреализм в социокультурном контексте постмодернизма (Диссертация 2008)
[стр. 28]

принцип, имеющий методологическое значение для постмодернизма, проявляет себя в сфере бытия произведения искусства.
Объясняя присутствие игры и необходимость ее признания, С.
Исаев пишет, что для постмодернистских произведений характерна метасемантика, достигаемая с помощью различных коннотативных средств.
Впрочем, все эти средства можно обозначить всего лишь одним словом игра.
«В многозначном
смысловом пространстве спектакля (художественного действа) зритель получает право на риск, выбирая свою версию из числа возможных интерпретаций, тогда и итог зрелища он рассматривает уже как свою собственную находку, как результат собственного свободного выбора» [84, с.
7-8].
Благодаря игровому принципу, вложенному в постмодернистское произведение искусства, по словам Р.
Барта осуществляется «работа по высвобождению символической энергии» эстетического объекта
[17,с.61].
Ж.-Ф.
Лиотар отводит эту роль языковым играм.
Игровой эксперимент с реальностью возможен в поле любого текстового пространства, будь то художественное творчество или повседневное поведение.
Вследствие осуществления игрового принципа увеличивается свободное перемещение смыслов из текста в контекст и наоборот.
Игра становится средством совмещения и смещения смыслов.
В игровой ситуации отчетливо проявляет себя «складчатость смыслового поля легкого перемещения из одной смысловой плоскости в другую, условность границ понятийного и жизненного пространства»[119,с.67].
Нарративные складки, естественно вырастая из онтологической смежности постмодернистских ценностей, создают ребристую, ироническую атмосферу полишинеля.
Структурализм, ставший одним из непосредственных предтеч постмодернизма, Барт характеризовал следующим образом: он «может быть определен исторически как переход от символического сознания к сознанию парадигматическому; существует история знака, и это история его «осознаний»»
[17, с.247].
В связи с этим, интересна мысль Хренова о том, что
28
[стр. 82]

модификации в зависимости от специфики концептуального поля, используемого в качестве отправной точки аналогии.
Так, для исследования культуры постмодернизма в качестве открытой системы метод аналогии модифицируется как метод аналогии с информационным обменом.
Процессы культуры исследуются в качестве сложной системы, и поэтому возможно применение метода фрактальной аналогии.
Если эти процессы исследуются как нелинейно развивающиеся системы, то применяется метод аналогии с нелинейным развитием.
«В процессах исследования культуры, ставящих задачи выявления закономерностей процессов порядкообразования, используется метод аналогии с точками роста» [65, с.
59-60].
Различные аспекты метода изучения по аналогии образуют общую методологическую базу исследования культуры постмодернизма.
Принципы синергетики являются методологической основой изучения культуры постмодернизма, как общей системы, так и ее подсистем элитарной и массовой культур.
Для принцип, характеристики отмечаемый игровой постмодернизма многими модус следует добавить игровой исследователями.
«Подчеркнуто для иронический, самоопределения, характерный постмодернистского мироощущения, отразился не только в художественной практике этого течения, но и в самой стилистике философствования на эту тему» [70, с.
94].
Игра есть способ нарушения любой одномерной логики, выход за ее рамки.
Игра по своей природе неутилитарна, пронизана эстетическим началом, самоценна и самоцельна [См.:6].
Действительно, игровой принцип, имеющий методологическое проявляет себя в сфере бытия значение для постмодернизма, Объясняя произведения искусства.
присутствие игры и необходимость ее признания, С.
Исаев пишет, что для постмодернистских произведений характерна метасемантика, достигаемая с помощью различных коннотативных средств.
Впрочем, все эти средства можно обозначить всего лишь одним словом игра.
«В многозначном
82

[стр.,83]

смысловом пространстве спектакля (художественного действа) зритель получает право на риск, выбирая свою версию из числа возможных интерпретаций, тогда и итог зрелища он рассматривает уже как свою собственную находку, как результат собственного свободного выбора» [72, с.
7-8].
Благодаря игровому принципу, вложенному в постмодернистское произведение искусства, по словам Р.
Барта, осуществляется «работа по высвобождению символической энергии» эстетического объекта.

Ж.-Ф.
Лиотар отводит эту роль языковым играм.
Игровой эксперимент с реальностью возможен в поле любого текстового пространства, будь то художественное творчество или повседневное поведение.
Вследствие осуществления игрового принципа увеличивается свободное перемещение смыслов из текста в контекст и наоборот.
Игра становится средством совмещения и смещения смыслов.
В игровой ситуации отчетливо проявляет себя складчатость смыслового поля легкого перемещения из одной смысловой плоскости в другую, условность границ понятийного и жизненного пространства.
Нарративные складки, естественно вырастая из онтологической смежности постмодернистских ценностей, создают ребристую, ироническую атмосферу полишинеля.
Структурализм, ставший одним из непосредственных предтеч постмодернизма, Барт характеризовал следующим образом: он «может быть определен исторически как переход от символического сознания к сознанию парадигматическому; существует история знака, и это история его «осознаний»»
[9, с.
247].
В связи с этим, интересна мысль Хренова о том, что
абсолютизация структуры это «реакция на историзм в его просветительской интерпретации» [182, с.
449].
Барт утверждает, что структурализм как течение в науке выступает «интеллектуальным» опредмечиванием определенного типа человеческого мышления и творчества.
Он пишет, что «существуют такие писатели, художники, музыканты, в чьих глазах 83 оперирование структурой...

[Back]